САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Виктория ВАСИНА

Ареал обитания Хвостовика целомудренного

Московский арт-центр «Гараж» рискнул если не напугать, то хотя бы удивить своих посетителей, представив масштабную ретроспективу чешского кинорежиссера, аниматора и скульптора Яна Шванкмайера.

Московский арт-центр «Гараж» рискнул если не напугать, то хотя бы удивить своих посетителей, представив масштабную ретроспективу чешского кинорежиссера, аниматора и скульптора Яна Шванкмайера.

Хотя в России интерес к современному искусству медленно и уверенно растет, захватить и удержать внимание зрителя мало кому из художников удается.
Теоретик и практик «второй волны» сюрреализма, Ян Шванкмайер родился в 1934 году в Праге, окончил театральный факультет по специальности «кукольная сценография и режиссура» и начал поражать своими эпатажными работами еще в 1950-х годах, вдохновив целую плеяду современных режиссеров, в частности Терри Гиллиама и братьев Квей.
Последователь Джузеппе Арчимбольдо, Льюиса Кэрролла и маркиза де Сада, кукольных дел мастер Шванкмайер оживлял в своих работах камни и древесину, разговаривал с предметами и освобождал марионеток от нитей кукловодов.

В его эксцентрических фильмах, где подсознательные комплексы и желания, ночные кошмары и страхи тесно переплетены и гармонично существуют вместе, чешский художник поднимает такие темы, о которых не принято заводить беседу в приличном обществе.

Действующими лицами в его работах становятся необычные существа и предметы, выдуманные сложные механизмы и, конечно, живые люди. Художник смело исследует социальную среду и внутренний мир человека через образы часто темные и пугающие. Его фильмы одновременно завораживают и шокируют зрителя. Вероятно, это и явилось причиной того, что в начале 1970-х годов Шванкмайеру практически запретили снимать подобные вещи. В ответ на это он засел в студию, где до сих пор мастерил свои диковинные артефакты.
Художник приехал в Москву и лично устроил экскурсию по своей «Кунсткамере». «Мои работы основаны на воображении, в них всегда несколько уровней и смыслов. Собственно, мои кинокартины и творчество вне них – это всегда сообщающиеся сосуды. На выставке не сохранена хронология, однако присутствуют темы, которые проходят через все мое творчество и встречаются в разные периоды», – рассказывает Ян Шванкмайер.

Идея кунсткамеры – эклектичного собрания удивительных, странных фантасмагорий, созданных человеком или природой, как нельзя лучше объединяет представленные на выставке артефакты и короткометражные фильмы Шванкмайера.
Его ретроспектива уместилась в 4 камерных залах «Гаража»: низкие потолки, приглушенный свет, удушливая жара и скульптуры в стеклянных кубах, составленные из органических материалов – растений, зубов, черепов и прочих элементов.

В первом зале сосредоточены «тактильные скульптуры», следом зал «Фетиши и марионетки», в котором находятся объекты, вдохновленные путешествиями по Африке.
У избранных, вероятно, особенно любимых экспонатов расположены стенды, где желающие могут взять на память листок с описанием выдуманного Шванкмайером существа. К примеру, «Хвостовик целомудренный обитает в болотистом бассейне среднего течения Амазонки. Животное имеет добродушный, неагрессивный характер, к его естественным врагам относятся крупные хищники, а также коренные жители Амазонии, которые, надо отметить, охотятся на него только по ритуальным причинам. Ошибочно мнение, что хвостовика использовали как замену человеческому мясу в случае нехватки последнего, на самом деле …».    
По бордовому залу, уставленному скульптурами, которые как будто решили переплюнуть одна другую в неприглядности облика, прогуливаются миловидные юноши и девушки в красных рубашках – смотрители музея.

– Первое время мне было здесь жутковато, сами понимаете, давящая атмосфера: все эти черепа, рога и кости – мало приятного, но сейчас пообвыклась и мне даже нравится это место. Кроме того, у всех, кто здесь работает, есть совершенно уникальная возможность пожить с этими скульптурами, рассмотреть их со всех ракурсов, – говорит Ольга, смотритель музея.

Зал жадно заглатывает посетителей одного за другим – и начинается путешествие туда, где царствует темная сторона подсознания.

Конечно, на подобные выставки лучше ходить немного подготовленным: две девушки, прогуливаясь по Парку им. Горького, из любопытства решили заглянуть в «Гараж» и таким образом оказались в диковинной «Кунсткамере». Из зала они вышли в непонимании.
– Зачем это вообще нужно. Своих детей я бы ни за что не повела на это смотреть, – говорит одна.
– Да, у любого человека есть свои комплексы, но зачем же их эстетизировать и выпячивать на всеобщее обозрение. Выходит, что под ярлыком «искусство» теперь можно показывать любую гадость, – резко высказывается Евгения, доктор экономических наук, которая верит в доброе и светлое искусство. - Напугал? Заставил задуматься? Едва ли, скорее вызвал чувство отторжения.

Что ж, о современном искусстве споры не утихнут никогда, оно есть, а о его критериях не могут договориться ни искусствоведы, ни сами художники.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Глава СК поручил возбудить дело после обращения участника СВО из Ставрополя
  2. Четверть миллиона украинцев приехали в Беларусь с февраля 2022 года
  3. Все заложники освобождены в ходе штурма ИК-19 под Волгоградом
  4. Жозеп Боррель признал, что ЕС является частью конфликта на Украине
  5. Появились фото и имена предполагаемых захватчиков колонии в Суровикине
  6. Польские силовики избили и вытеснили на границу с Беларусью пятерых беженцев
  7. Путин заявил, что глава ФСИН доложил ему о ситуации в волгоградской колонии №19
  8. Представитель Ватикана Анте Йозич рассказал, что Папа Римский часто интересовался, как дела у Александра Лукашенко
  9. ВСУ взяли ответственность за атаку на паром в порту Кавказ на Кубани
  10. Заключенные колонии №19 в Волгоградской области захватили заложников
  11. Сергей Митин рассказал об инициативе по возрождению лекарственного растениеводства
  12. Александр Лукашенко на встрече с Апостольским нунцием: Европе нужен новый мир
  13. Владимир Джабаров: Запад не оставляет попыток открыть против России «второй фронт» на Кавказе
  14. Пашинян и Путин договорились о встрече для обсуждения двусторонней повестки
  15. Наталья Кочанова: Образование - основа социальной политики нашего государства

Парламентское Собрание

Елена Афанасьева: Сегодня наши воины, как и 81 год назад, мужественно сражаются с укронацистской нечистью на Курской земле

Ежегодно 23 августа отмечается День воинской славы России — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве

Политика

Владимир Путин – об отношениях с Азербайджаном: Говорим на одном языке

Сотрудничество России и Азербайджана развивается успешно, у двух стран много направлений для совместной работы. Также Москва готова помочь Баку и Еревану в заключении мирного договора. Об этом заявил Владимир Путин на переговорах с Ильхамом Алиевым.

МНЕНИЯ

Удар в спину

Анатолий Заусайлов

Британия и Франция угрожали напасть на СССР еще в 1940-м году

В годовщину Курской битвы уничтожены сотни нацистов

Михаил Васильев

У вторгшихся на территорию России «укров» нулевые шансы на победу, а шансы на спасение тают с каждым днем

Тех, кто действует по лекалам Третьего Рейха, ждет та же участь, что и фашистов в годы Великой Отечественной войны

Вячеслав Володин

81 год назад советские войска разгромили немецко-фашистских захватчиков в Курской битве

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также