САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Виктория ВАСИНА

Ареал обитания Хвостовика целомудренного

Московский арт-центр «Гараж» рискнул если не напугать, то хотя бы удивить своих посетителей, представив масштабную ретроспективу чешского кинорежиссера, аниматора и скульптора Яна Шванкмайера.

Московский арт-центр «Гараж» рискнул если не напугать, то хотя бы удивить своих посетителей, представив масштабную ретроспективу чешского кинорежиссера, аниматора и скульптора Яна Шванкмайера.

Хотя в России интерес к современному искусству медленно и уверенно растет, захватить и удержать внимание зрителя мало кому из художников удается.
Теоретик и практик «второй волны» сюрреализма, Ян Шванкмайер родился в 1934 году в Праге, окончил театральный факультет по специальности «кукольная сценография и режиссура» и начал поражать своими эпатажными работами еще в 1950-х годах, вдохновив целую плеяду современных режиссеров, в частности Терри Гиллиама и братьев Квей.
Последователь Джузеппе Арчимбольдо, Льюиса Кэрролла и маркиза де Сада, кукольных дел мастер Шванкмайер оживлял в своих работах камни и древесину, разговаривал с предметами и освобождал марионеток от нитей кукловодов.

В его эксцентрических фильмах, где подсознательные комплексы и желания, ночные кошмары и страхи тесно переплетены и гармонично существуют вместе, чешский художник поднимает такие темы, о которых не принято заводить беседу в приличном обществе.

Действующими лицами в его работах становятся необычные существа и предметы, выдуманные сложные механизмы и, конечно, живые люди. Художник смело исследует социальную среду и внутренний мир человека через образы часто темные и пугающие. Его фильмы одновременно завораживают и шокируют зрителя. Вероятно, это и явилось причиной того, что в начале 1970-х годов Шванкмайеру практически запретили снимать подобные вещи. В ответ на это он засел в студию, где до сих пор мастерил свои диковинные артефакты.
Художник приехал в Москву и лично устроил экскурсию по своей «Кунсткамере». «Мои работы основаны на воображении, в них всегда несколько уровней и смыслов. Собственно, мои кинокартины и творчество вне них – это всегда сообщающиеся сосуды. На выставке не сохранена хронология, однако присутствуют темы, которые проходят через все мое творчество и встречаются в разные периоды», – рассказывает Ян Шванкмайер.

Идея кунсткамеры – эклектичного собрания удивительных, странных фантасмагорий, созданных человеком или природой, как нельзя лучше объединяет представленные на выставке артефакты и короткометражные фильмы Шванкмайера.
Его ретроспектива уместилась в 4 камерных залах «Гаража»: низкие потолки, приглушенный свет, удушливая жара и скульптуры в стеклянных кубах, составленные из органических материалов – растений, зубов, черепов и прочих элементов.

В первом зале сосредоточены «тактильные скульптуры», следом зал «Фетиши и марионетки», в котором находятся объекты, вдохновленные путешествиями по Африке.
У избранных, вероятно, особенно любимых экспонатов расположены стенды, где желающие могут взять на память листок с описанием выдуманного Шванкмайером существа. К примеру, «Хвостовик целомудренный обитает в болотистом бассейне среднего течения Амазонки. Животное имеет добродушный, неагрессивный характер, к его естественным врагам относятся крупные хищники, а также коренные жители Амазонии, которые, надо отметить, охотятся на него только по ритуальным причинам. Ошибочно мнение, что хвостовика использовали как замену человеческому мясу в случае нехватки последнего, на самом деле …».    
По бордовому залу, уставленному скульптурами, которые как будто решили переплюнуть одна другую в неприглядности облика, прогуливаются миловидные юноши и девушки в красных рубашках – смотрители музея.

– Первое время мне было здесь жутковато, сами понимаете, давящая атмосфера: все эти черепа, рога и кости – мало приятного, но сейчас пообвыклась и мне даже нравится это место. Кроме того, у всех, кто здесь работает, есть совершенно уникальная возможность пожить с этими скульптурами, рассмотреть их со всех ракурсов, – говорит Ольга, смотритель музея.

Зал жадно заглатывает посетителей одного за другим – и начинается путешествие туда, где царствует темная сторона подсознания.

Конечно, на подобные выставки лучше ходить немного подготовленным: две девушки, прогуливаясь по Парку им. Горького, из любопытства решили заглянуть в «Гараж» и таким образом оказались в диковинной «Кунсткамере». Из зала они вышли в непонимании.
– Зачем это вообще нужно. Своих детей я бы ни за что не повела на это смотреть, – говорит одна.
– Да, у любого человека есть свои комплексы, но зачем же их эстетизировать и выпячивать на всеобщее обозрение. Выходит, что под ярлыком «искусство» теперь можно показывать любую гадость, – резко высказывается Евгения, доктор экономических наук, которая верит в доброе и светлое искусство. - Напугал? Заставил задуматься? Едва ли, скорее вызвал чувство отторжения.

Что ж, о современном искусстве споры не утихнут никогда, оно есть, а о его критериях не могут договориться ни искусствоведы, ни сами художники.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Михаил Мишустин рассказал о новых союзных проектах
  2. Обучаться на аграриев и айтишников приглашает россиян Беларусь
  3. Какой будет программа дней Союзного государства на «Славянском базаре в Витебске»
  4. В Перми определили направления развития студенческих отрядов России и Беларуси
  5. О рефинансировании кредитов, выданных правительством России, договорился Минск
  6. Глава Россотрудничества обозначил основные направления гуманитарного сотрудничества с Беларусью
  7. Новые гуманитарные и патриотические проекты запустят Беларусь и Башкортостан
  8. На параде Победы 9 мая в Москве Беларусь представят военнослужащие ССО
  9. НАН Беларуси и Сибирское отделение РАН проводят конкурс на премию имении Валентина Коптюга
  10. Дмитрий Песков: Владимир Путин и Александр Лукашенко обсудили сотрудничество по линии спецслужб
  11. Михаил Мишустин сообщил о 95 процентах расчетов в нацвалютах с Беларусью
  12. В Перми прошёл первый слёт студенческих отрядов Союзного государства
  13. Вячеслав Володин: Депутаты Госдумы едины в вопросе обеспечения безопасности страны
  14. Вячеслав Володин: Законы, повышающие контроль за деятельностью иноагентов, приняты
  15. Владимир Путин похвалил открывшийся в Подмосковье Детский центр имени Рошаля

Парламентское Собрание

Наталья Косихина: Нет образования без воспитания

Экскурсии по России и Беларуси для молодого поколения должны начинаться с мест боевой славы наших предков

Политика

Владимир Путин: Договоренности мы строго исполняем. Киев – нет

Украина, вопреки мораторию, продолжает массово наносить удары по энергообъектам в РФ

МНЕНИЯ

Япония научит укронацистов делать харакири

Олег Зинченко

Воевать ведь они не способны научить.

Вместо грецких орехов – овечкинские

Анатолий Заусайлов

Российский хоккеист стал лучшим снайпером в истории НХЛ

«Великие» реформы Зеленского изучают в школе

Михаил Васильев

На Украине выпущен новый учебник по истории 

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также