САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Где живут хорошие книжки?

С первых книжек человек начинает познавать мир, отличать хорошее от плохого, понимать, каким он хочет быть… И потому так важно, чтобы в руки маленьких читателей попадали достойные образцы.

      Детская литература, несомненно, играет огромную роль в развитии ребенка и становлении его личности. С первых книжек человек начинает познавать мир, отличать хорошее от плохого, понимать, каким он хочет быть… И потому так важно, чтобы в руки маленьких читателей попадали достойные образцы.

      Какой должна быть детская литература, чтобы соответствовать потребностям юных читателей и вместе с тем внушать доверие родителям?

      Проблема первая – картинки против текста. Сегодня на книжном рынке детских книг немало, и большинство оформлены красиво и ярко. Часто можно встретить так называемые «книжки-вставалки», или, как их называют на Западе, «поп-ап»: открываешь книжку – и на странице встают домики, человечки, медведики, динозавры и т.п. Минимум текста – максимум визуального эффекта. Более того, книжки активно оснащаются разными интерактивными элементами – вплоть до музыки и звуков. Иногда художественные произведения объединяют с настольными играми и задачниками. По мнению психолога, члена ученого совета НИИ Центра психического здоровья АМН РФ Елены Смирновой, эти инновации пользуются большим спросом, но, по сути, убивают в ребенке тягу к чтению. Идеальный вариант – сопровождение текста только иллюстрациями, и лишь теми, которые помогают постигать содержание, но не отвлекают от него.

      – А еще иллюстрации должны быть добрыми, – уверена член Союза художников России Ольга Ионайтис. – Даже негативных героев нужно рисовать так, чтобы они не напугали ребенка. Однажды я иллюстрировала повесть Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Надо было как-то изобразить ведьму. В итоге было найдено хорошее решение: один раз нарисовать ее смотрящей через кошачьи лапы, второй раз – со спины. Пусть ребенок сам додумает, насколько она страшная, но пугать его я не буду. Картинка и текст должны провоцировать воображение читателя, чтобы оно развивалось. Но не надо перебарщивать и со стилизацией. Иллюстрация должна быть все-таки приближена к жизни. Кролик должен быть похожим на кролика, а не на квадрат с ушами. Ведь через иллюстрацию ребенок тоже познает мир.

      К тому же нельзя забывать о том, что русский язык невероятно богат на различные средства создания образов – само слово способно уже создать живую и яркую иллюстрацию. В этом уверен руководитель семинара по детской литературе в Государственном литературном институте им. А.М. Горького Александр Торопцев.

       – Талантливый писатель напишет так, что человек, к примеру, читая описание деревенского сарая, почувствует запах древесины и сена, – говорит он.

      Проблема вторая – аудио против бумаги. В последние годы большую популярность завоевывают аудиокниги. Для занятых родителей это настоящая «палочка-выручалочка». Но во взглядах на это техническое новшество мнения расходятся. Психолог Елена Смирнова считает, что это также убивает желание читать.

    Проблема третья – старое или новое. Каким книжкам отдавать предпочтение: тем, на которых росли мы сами, или произведениям современных детских авторов? Ответ: и тем, и другим. Произведения классиков детской литературы в большинстве своем не потеряли актуальности.

      – В классической детской литературе есть и эмоциональная, и рациональная сторона, благодаря чему, читая эти книги, ребенок учится и чувствовать, и осознавать, – говорит педагог-психолог Ольга Силина.

      При этом есть молодые детские авторы, но о них мало кто знает. Им как никогда нужна государственная поддержка. По мнению Александра Торопцева, необходима организация и проведение Всероссийской литературной Олимпиады.

      Безусловно, у современной детской литературы должны быть определенные критерии качества. Психологи считают, что язык детской книги должен быть более образным и метафоричным. К сожалению, в большинстве своем нынешние дети перестают понимать переносный смысл – все воспринимают буквально.

      – Крайне важна точность возрастной адресации, – говорит Елена Смирнова. – Восприятие трехлетнего и пятилетнего ребенка существенно различается. С этой целью психологи проводят экспертизу книг для детей, чтобы определить, в каком возрасте книжка будет понятна и интересна.

      – Хотелось бы видеть в детских книжках тщательно проработанные характеры, – считает Ольга Силина. – Детская литература должна быть с живым, человеческим лицом, чтобы в ней отражались реальные люди и ситуации, но при этом – и выходы из этих ситуаций. Литература должна давать поддержку, а не рисовать какие-то недостижимые идеалы. Однажды ко мне подошел мальчик и спросил: «А супермен когда-нибудь плачет?» Он хотел быть на сто процентов похожим на этого всесильного, всем помогающего, бесстрашного героя, но понял, что это невозможно. Эта идеальность пугает детей.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. МИД РФ: Ввод Западом контингента на Украину станет прямой конфронтацией с РФ
  2. Владимир Джабаров: ОДКБ остаётся востребованной структурой, хоть Запад это и не признаёт
  3. В Кремле отреагировали на информацию о планах Запада оккупировать Украину
  4. В Беларуси определили перечень алкоголя для свободного ввоза
  5. Внешняя разведка: Запад хочет поделить Украину между Румынией, Польшей, Германией и Британией
  6. Киргизия и Беларусь будут сотрудничать в сфере железнодорожного транспорта
  7. Дмитрий Песков ответил Байдену, осудившему ответные удары РФ
  8. Губернатор Кировской области доложил Владимиру Путину о росте экономики региона
  9. Вячеслав Володин провел совещание по подготовке к Парламентского Собрания
  10. Российские войска освободили Воровское и Раздольное в ДНР
  11. Сергей Лавров назвал гендиректора ЮНЕСКО соучастницей информвойны против РФ
  12. Леопард Порш из РФ прижился в Минске и съедает 6 кг мяса в день
  13. Ольга Германова предлагает разработать сборник патриотических песен для школьников
  14. С начала недели очередь грузовиков из Беларуси в Польшу выросла на 225 единиц
  15. Премьер Японии заявил о желании заключить мирный договор с Россией

Парламентское Собрание

Депутаты Парламентского Собрания обсудят вопросы волонтерской деятельности в Союзном государстве

В Минске пройдет заседание Комиссии Парламентского Собрания по труду, социальной политике и здравоохранению

Политика

Владимир Путин представил ракетное «меню» для Киева и его начальников: "Орешник" лишь начало

Лидерам стран-участниц Организации Договора о коллективной безопасности российский президент рассказал о продемонстрированном Россией супероружии.

МНЕНИЯ

Iолки-моталки или Страсти по букве «Ё»

Олег Зинченко

Есть повод вспомнить самую гонимую букву русского языка.

Запад собирается воевать до последнего украинца

Анатолий Заусайлов

США настаивают на снижении возрастного порога при мобилизации на Украине

Мясорубка для ВСУ - на полных оборотах!

Михаил Васильев

Потери Вооруженных сил Украины в конфликте с Россией могут достигать полумиллиона

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также