САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Где живут хорошие книжки?

С первых книжек человек начинает познавать мир, отличать хорошее от плохого, понимать, каким он хочет быть… И потому так важно, чтобы в руки маленьких читателей попадали достойные образцы.

      Детская литература, несомненно, играет огромную роль в развитии ребенка и становлении его личности. С первых книжек человек начинает познавать мир, отличать хорошее от плохого, понимать, каким он хочет быть… И потому так важно, чтобы в руки маленьких читателей попадали достойные образцы.

      Какой должна быть детская литература, чтобы соответствовать потребностям юных читателей и вместе с тем внушать доверие родителям?

      Проблема первая – картинки против текста. Сегодня на книжном рынке детских книг немало, и большинство оформлены красиво и ярко. Часто можно встретить так называемые «книжки-вставалки», или, как их называют на Западе, «поп-ап»: открываешь книжку – и на странице встают домики, человечки, медведики, динозавры и т.п. Минимум текста – максимум визуального эффекта. Более того, книжки активно оснащаются разными интерактивными элементами – вплоть до музыки и звуков. Иногда художественные произведения объединяют с настольными играми и задачниками. По мнению психолога, члена ученого совета НИИ Центра психического здоровья АМН РФ Елены Смирновой, эти инновации пользуются большим спросом, но, по сути, убивают в ребенке тягу к чтению. Идеальный вариант – сопровождение текста только иллюстрациями, и лишь теми, которые помогают постигать содержание, но не отвлекают от него.

      – А еще иллюстрации должны быть добрыми, – уверена член Союза художников России Ольга Ионайтис. – Даже негативных героев нужно рисовать так, чтобы они не напугали ребенка. Однажды я иллюстрировала повесть Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Надо было как-то изобразить ведьму. В итоге было найдено хорошее решение: один раз нарисовать ее смотрящей через кошачьи лапы, второй раз – со спины. Пусть ребенок сам додумает, насколько она страшная, но пугать его я не буду. Картинка и текст должны провоцировать воображение читателя, чтобы оно развивалось. Но не надо перебарщивать и со стилизацией. Иллюстрация должна быть все-таки приближена к жизни. Кролик должен быть похожим на кролика, а не на квадрат с ушами. Ведь через иллюстрацию ребенок тоже познает мир.

      К тому же нельзя забывать о том, что русский язык невероятно богат на различные средства создания образов – само слово способно уже создать живую и яркую иллюстрацию. В этом уверен руководитель семинара по детской литературе в Государственном литературном институте им. А.М. Горького Александр Торопцев.

       – Талантливый писатель напишет так, что человек, к примеру, читая описание деревенского сарая, почувствует запах древесины и сена, – говорит он.

      Проблема вторая – аудио против бумаги. В последние годы большую популярность завоевывают аудиокниги. Для занятых родителей это настоящая «палочка-выручалочка». Но во взглядах на это техническое новшество мнения расходятся. Психолог Елена Смирнова считает, что это также убивает желание читать.

    Проблема третья – старое или новое. Каким книжкам отдавать предпочтение: тем, на которых росли мы сами, или произведениям современных детских авторов? Ответ: и тем, и другим. Произведения классиков детской литературы в большинстве своем не потеряли актуальности.

      – В классической детской литературе есть и эмоциональная, и рациональная сторона, благодаря чему, читая эти книги, ребенок учится и чувствовать, и осознавать, – говорит педагог-психолог Ольга Силина.

      При этом есть молодые детские авторы, но о них мало кто знает. Им как никогда нужна государственная поддержка. По мнению Александра Торопцева, необходима организация и проведение Всероссийской литературной Олимпиады.

      Безусловно, у современной детской литературы должны быть определенные критерии качества. Психологи считают, что язык детской книги должен быть более образным и метафоричным. К сожалению, в большинстве своем нынешние дети перестают понимать переносный смысл – все воспринимают буквально.

      – Крайне важна точность возрастной адресации, – говорит Елена Смирнова. – Восприятие трехлетнего и пятилетнего ребенка существенно различается. С этой целью психологи проводят экспертизу книг для детей, чтобы определить, в каком возрасте книжка будет понятна и интересна.

      – Хотелось бы видеть в детских книжках тщательно проработанные характеры, – считает Ольга Силина. – Детская литература должна быть с живым, человеческим лицом, чтобы в ней отражались реальные люди и ситуации, но при этом – и выходы из этих ситуаций. Литература должна давать поддержку, а не рисовать какие-то недостижимые идеалы. Однажды ко мне подошел мальчик и спросил: «А супермен когда-нибудь плачет?» Он хотел быть на сто процентов похожим на этого всесильного, всем помогающего, бесстрашного героя, но понял, что это невозможно. Эта идеальность пугает детей.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. «Ахмат» уничтожил группу военных в форме НАТО под Суджей
  2. Александр Лукашенко поздравил Галину Польских с днем рождения
  3. Российские атомщики получили в Беларуси награды за строительство БелАЭС
  4. Александр Лукашенко встретился с начальником штаба сухопутных войск вооруженных сил Пакистана
  5. Владимир Путин утвердил празднование в вооруженных силах Дня морской пехоты 27 ноября
  6. Парламентская ассамблея НАТО призвала передать Украине ракеты средней дальности
  7. Александр Лукашенко поздравил Яманду Орси с избранием Президентом Уругвая
  8. Главная новогодняя ель России приедет в Кремль из подмосковной деревни Знаменка
  9. Владимир Путин: Россия - крупнейший экономический партнёр Казахстана
  10. Над территорией шести регионов РФ за ночь сбили 22 украинских беспилотника
  11. Вячеслав Володин: Дума, правительство обсудят профессиональное образование
  12. В России будут штрафовать за неправильный выгул собак
  13. Премьер-министр Пакистана подарил Александру Лукашенко седло
  14. Александр Лукашенко и Премьер-министр Пакистана приняли совместное заявление
  15. Владимир Путин 6 декабря примет участие в заседании высшего Госсовета Союзного государства

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

«Орешник» предлагают вырубить

Валерий Чумаков

В российской Википедии пытаются удалить статью о новом ракетном комплексе

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также