Где живут хорошие книжки?
С первых книжек человек начинает познавать мир, отличать хорошее от плохого, понимать, каким он хочет быть… И потому так важно, чтобы в руки маленьких читателей попадали достойные образцы.
Детская литература, несомненно, играет огромную роль в развитии ребенка и становлении его личности. С первых книжек человек начинает познавать мир, отличать хорошее от плохого, понимать, каким он хочет быть… И потому так важно, чтобы в руки маленьких читателей попадали достойные образцы.
Какой должна быть детская литература, чтобы соответствовать потребностям юных читателей и вместе с тем внушать доверие родителям?Проблема первая – картинки против текста. Сегодня на книжном рынке детских книг немало, и большинство оформлены красиво и ярко. Часто можно встретить так называемые «книжки-вставалки», или, как их называют на Западе, «поп-ап»: открываешь книжку – и на странице встают домики, человечки, медведики, динозавры и т.п. Минимум текста – максимум визуального эффекта. Более того, книжки активно оснащаются разными интерактивными элементами – вплоть до музыки и звуков. Иногда художественные произведения объединяют с настольными играми и задачниками. По мнению психолога, члена ученого совета НИИ Центра психического здоровья АМН РФ Елены Смирновой, эти инновации пользуются большим спросом, но, по сути, убивают в ребенке тягу к чтению. Идеальный вариант – сопровождение текста только иллюстрациями, и лишь теми, которые помогают постигать содержание, но не отвлекают от него.
– А еще иллюстрации должны быть добрыми, – уверена член Союза художников России Ольга Ионайтис. – Даже негативных героев нужно рисовать так, чтобы они не напугали ребенка. Однажды я иллюстрировала повесть Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Надо было как-то изобразить ведьму. В итоге было найдено хорошее решение: один раз нарисовать ее смотрящей через кошачьи лапы, второй раз – со спины. Пусть ребенок сам додумает, насколько она страшная, но пугать его я не буду. Картинка и текст должны провоцировать воображение читателя, чтобы оно развивалось. Но не надо перебарщивать и со стилизацией. Иллюстрация должна быть все-таки приближена к жизни. Кролик должен быть похожим на кролика, а не на квадрат с ушами. Ведь через иллюстрацию ребенок тоже познает мир.
К тому же нельзя забывать о том, что русский язык невероятно богат на различные средства создания образов – само слово способно уже создать живую и яркую иллюстрацию. В этом уверен руководитель семинара по детской литературе в Государственном литературном институте им. А.М. Горького Александр Торопцев.
– Талантливый писатель напишет так, что человек, к примеру, читая описание деревенского сарая, почувствует запах древесины и сена, – говорит он.
Проблема вторая – аудио против бумаги. В последние годы большую популярность завоевывают аудиокниги. Для занятых родителей это настоящая «палочка-выручалочка». Но во взглядах на это техническое новшество мнения расходятся. Психолог Елена Смирнова считает, что это также убивает желание читать.
Проблема третья – старое или новое. Каким книжкам отдавать предпочтение: тем, на которых росли мы сами, или произведениям современных детских авторов? Ответ: и тем, и другим. Произведения классиков детской литературы в большинстве своем не потеряли актуальности.
– В классической детской литературе есть и эмоциональная, и рациональная сторона, благодаря чему, читая эти книги, ребенок учится и чувствовать, и осознавать, – говорит педагог-психолог Ольга Силина.
При этом есть молодые детские авторы, но о них мало кто знает. Им как никогда нужна государственная поддержка. По мнению Александра Торопцева, необходима организация и проведение Всероссийской литературной Олимпиады.
Безусловно, у современной детской литературы должны быть определенные критерии качества. Психологи считают, что язык детской книги должен быть более образным и метафоричным. К сожалению, в большинстве своем нынешние дети перестают понимать переносный смысл – все воспринимают буквально.
– Крайне важна точность возрастной адресации, – говорит Елена Смирнова. – Восприятие трехлетнего и пятилетнего ребенка существенно различается. С этой целью психологи проводят экспертизу книг для детей, чтобы определить, в каком возрасте книжка будет понятна и интересна.
– Хотелось бы видеть в детских книжках тщательно проработанные характеры, – считает Ольга Силина. – Детская литература должна быть с живым, человеческим лицом, чтобы в ней отражались реальные люди и ситуации, но при этом – и выходы из этих ситуаций. Литература должна давать поддержку, а не рисовать какие-то недостижимые идеалы. Однажды ко мне подошел мальчик и спросил: «А супермен когда-нибудь плачет?» Он хотел быть на сто процентов похожим на этого всесильного, всем помогающего, бесстрашного героя, но понял, что это невозможно. Эта идеальность пугает детей.