Вероника Кожухарова – известный музыкант, виртуоз… саксофона. Наверное, единственная в мире. И в самом деле, несколько неожиданный инструмент для девушки, инструмент, требующий силы и выносливости. До сих пор в списке виртуозов саксофона женских имен не было.
Вероника много гастролирует, и география ее гастролей с каждым годом расширяется. Одновременно с концертной деятельностью проводит мастер-классы, дает благотворительные концерты и участвует в социально значимых акциях. Однако, несмотря на свою занятость, эта хрупкая девушка с красивыми глазами и ровным голосом – человек общительный, а когда она берет в руки саксофон, кажется, со слушателями говорит ее душа.
Сегодня Вероника Кожухарова отвечает на вопросы «СВ».
– В ближайшее время увидит свет записанный вами совместно с японской органисткой Хироку Иноуэ музыкальный диск «С любовью к ...». Почему его пришлось ждать так долго?
– Мы с Хироку много гастролируем, и, хотя записали его очень быстро, буквально за три ночи, доводка заняла много времени. К тому же этот диск – сразу на трех языках: английском, японском и русском. Перевод, согласование… Вот почему. Хотя мастер-запись уже готова.
– У вас много проектов, можно так сказать – музыкально-литературных. Это с чем связано?
– С моею любовью к поэзии. Я ведь не только музыку слушаю, но и читаю много стихов. И современных авторов, и классику: Марину Цветаеву, Беллу Ахмадулину. Пастернака очень люблю.
– Для подобных музыкально-литературных программ вы специально музыку пишете, импровизируете или исполняете что-то другое?
– По-разному. В проекте «Слова и музыка» с Давидом Шнейдером в основном я исполняю произведения Астора Пьяццоллы, но и мои композиции есть. Если же говорить о спектакле «Час, когда в души идешь – как в руки» с Чулпан Хаматовой, то там моих сочинений практически нет. Звучит Глюк, Вангелис – классика, в общем. Премьера была в Петербурге 23 и 24 февраля.
– А вы сами стихи не пишете?
– Нет, не пишу. Таланта к этому нет. Но я их очень люблю слушать и читать. Поэзия меня вдохновляет. Ну и просто помогает понимать жизнь. Вот, к примеру, у Пастернака есть стихотворение, которое мне кажется актуальным в наши дни, – «Быть знаменитым некрасиво». Я его люблю и часто вспоминаю. Даже некоторым знакомым, которых охватывает «звездная болезнь», тактично рассказываю.
– Кого вы можете назвать своими учителями? Чье творчество вдохновляет вас?
– В музыке – конечно, Клод Делянгл! Мой наставник, профессор Парижской консерватории. Это – человек, который мне дал очень много. Всем своим учителям я благодарна! Всем, кто хоть каплю внес в мое развитие, я благодарна! Но самым моим главным учителем был, есть и будет моя мама! Она не музыкант, но вот есть у нее какая-то «чуйка», что ли. Она меня может и отрезвить, и вдохновить, и поддержать.
– А как вы пришли к саксофону?
– С трудом. Четыре раза я начинала заниматься фортепиано. И четыре раза бросала. К тому же мне сулили большое будущее в спорте. Но во всех этих упражнениях не было одного, чего я больше всего хотела, – души. А мне нужно было занятие, в котором я бы могла самовыражаться. Раскрывать и показывать свой внутренний мир. Мир, которым я живу. Спорт этого, к сожалению, не дает. С девяти лет я живу музыкой и саксофоном.
– А каким спортом вы занимались?
– Легкая атлетика и айкидо.
– При работе с Хироку Иноуэ знание философии айкидо помогало вам? Ведь его считают «самым японским» из всех боевых искусств.
– Ну, о борьбе мы мало разговаривали. Хироку вообще мало в этом понимает. Но общаться с ней было очень приятно – она невероятный собеседник! Очень интересно мне было, когда она рассказывала, как то или иное делают в Японии. Как люди относятся к жизни и миру. Мы в разных ситуациях с ней бывали – гастроли, перелеты, гостиницы, и очень интересно было наблюдать, как человек совершенно иной культуры с ними справляется. Хироку сама иногда в шутку говорила, что она самурай и опасности ей не страшны!
– Когда все-таки планируется выход диска?
– С самой «начинкой» мы уже закончили, и сейчас идут работы над дизайном обложки и прочим. Я рассчитываю, что в мае он уже будет полностью готов. Но, сами понимаете, это зависит уже не от нас с Хироку. Осенью, думаю, проведем вместе с ней концерт-презентацию в Москве. Заодно порадуем и поклонников нашего дуэта, поскольку в столице мы уже довольно давно не выступали.
– Участие в каких новых литературно-музыкальных проектах вы запланировали на ближайшее время?
– Приглашений много, от известных артистов в том числе. Но разорваться я, честное слово, не могу. Так что пока только проекты с Чулпан Хаматовой и Давидом Шнейдером. И у них я, кстати, многому учусь. Чулпан – потрясающая актриса и мой хороший друг. С ней безумно интересно. То же самое с Давидом. Осенью у нас будет с Чулпан несколько концертов: 24 сентября – в Казани, 30 – в Киеве, 6 и 7 октября – в Прибалтике.
– А в Москве?
– Да, но чуть позже. Даты пока согласовываются.
Справка "СВ".
Вероника Кожухарова родилась в г. Феодосия (Крым). С детства занималась в музыкальной школе, где ей особенно полюбился саксофон. После окончания школы училась в Российской академии музыки имени Гнесиных, где и получила образование по классу «академический саксофон». Окончила курсы мастерства у великого французского солиста, исследователя и педагога Клода Делянгла.
Принимала участие в международных мастер-классах в Европейском институте саксофонистов (Франция), Международном конгрессе саксофонистов (Словения).
Репертуар музыканта включает в себя практически все сочинения для саксофона. Входят в него десятки переложений музыкальных шедевров прошлого и современности, а также множество авторских произведений.
С 2011 года Вероника является официальным представителем французской фирмы SELMER и обладателем одного из трех уникальных саксофонов, подаренного Патриком Селмером.