В Москве открылась выставка «Искусство русского авангарда», представляющая уникальную коллекцию живописи 1910-1920-х годов из фондов Самарского областного художественного музея.
Эта коллекция – безусловно, гордость самарского музея. В 1920 году в РСФСР образовался знаменитый ВХУТЕМАС – Высшие художественно-технические мастерские, среди выпускников которого были и знаменитые Кукрыниксы. Именно выпускником ВХУТЕМАСа представлялся в романе «12 стульев» Остап Бендер, стремясь попасть в качестве художника на пароход «Скрябин». В Самаре действовало местное отделение ВХУТЕМАСа, которое прославили художники Самуил Адливанкин и Николай Попов. Для того чтобы студенты местных мастерских могли изучать лучшие образцы русского авангарда, в начале 1920-х в Самару из столицы привезли несколько десятков работ известных художников.
Но сама коллекция авангарда в самарском музее начала формироваться еще в 1917 году, когда были приобретены три работы Давида Бурлюка. В 1919 году прибыло еще три десятка картин – эти полотна были переданы в Самару Отделом ИЗО Наркомпроса, планировавшего создать в российской провинции сеть музеев живописи. Однако вскоре для русского авангарда начались тяжелые времена. В 1921-м в Самару пришел голод, затем забушевал тиф. Художественные мастерские на время эпидемии были закрыты. В 1930-х живопись этого течения попала под запрет. Многие картины, подлежавшие уничтожению, сотрудникам музея удалось спрятать в своих домах. К сожалению, спасти всю коллекцию тогда не удалось – знаменитая «Скрипка» Казимира Малевича в музей так и не вернулась. В первые годы перестройки авангард «реабилитировали» – и уцелевшие картины снова вернулись в музей.
Работы выпускников и преподавателей Самарского ВХУТЕМАСа составляют немалую часть представленной экспозиции. Среди преподававших в Свомасе-ВХУТЕМАСе (так называли самарское отделение) были такие известные мастера, как П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, В.В. Рождественский, Р.Р. Фальк. Все они входили также в знаменитую творческую группу «Бубновый валет». При взгляде на картины «бубновалетовцев» сразу бросается в глаза характерное изобилие ярких, лубочных красок – экспрессия, создающая ощущение не то ярмарки, не то циркового балагана. Таков, к примеру, лентуловский «Пейзаж с красным домом» – несомненный шедевр. Другая часть коллекции представлена работами круга Малевича, в том числе его ученицы Ольги Розановой. Многие ее картины написаны в духе футуристического направления русского авангарда. В них доминирует урбанистическая тема – это особенно ощутимо в картинах «Постройка дома» и «Пожар в городе». Кстати, последняя работа выполнена в весьма интересной форме – она написана на листе жести.
Один из наиболее загадочных экспонатов – полотно Казимира Малевича «Жизнь в большой гостинице». Долгое время велись споры относительно авторства. Картина была привезена в музей в 1929 году и обозначена как работа неизвестного художника витебской школы. Но, как рассказала исполняющая обязанности директора Самарского областного художественного музея Татьяна Петрова, в 1990-е годы сделали макрофото и обнаружили затертую подпись Малевича.