Это слова из очень популярной песни 80-х и 90-х годов прошлого века. Она не забыта и сейчас. Многим соотечественникам и в России, и в Беларуси не нужно представлять Вячеслава Малежика – композитора, автора песен, исполнителя, а в последние годы еще и писателя. В наших странах его знают с давних пор, песни его поют и сегодня не только со сцены, но и дома во время торжеств и застолий, что для любого автора всегда ценнее и почетнее. Вячеслав Малежик отвечает на вопросы «СВ»:
Справка «СВ»
Вячеслав Ефимович Малежик (17 февраля 1947, Москва) — советский и российский эстрадный певец, поэт, композитор, заслуженный артист России (2004). Автор более чем 30 оригинальных альбомов и двух книг.
Был ведущим программы «Шире круг» (в 1986-1991), где исполнил ряд своих песен (в том числе впервые на телевидении — «Острова» ( декабрь 1986), «Недавно и давно» ( март 1987), «Туман в декабре» ( декабрь 1988) и др.
В 2000 участвовал в фестивале «Песня года» в номинации «Песни века» с песней «Двести лет».
В 2007 году снова принял участие в фестивале «Песня года» в номинации «Юбилей любимых песен» с песней «Провинциалка».
Его песни исполняли Ирина Понаровская, ансамбль «Синяя птица», Альберт Асадуллин, Вадим Казаченко, Екатерина Семёнова, Ярослав Евдокимов.
В 2012 году в издательстве "Зебра Е" вышла первая книга прозы Вячеслава Малежика «Понять, простить, принять…».
- Сколько же лет вы работаете на эстраде? Сорок?
- Да, почти. С 1973 года – это если профессионально. Ну, ещё лет шесть до этого был самодеятельным исполнителем. Первая известная группа, в которой я участвовал, появилась в 67-ом. Но профессиональная деятельность официально началась позже.
- И вы до сих пор концертируете. Вам это не наскучило?
- Во-первых, не наскучило, ну, а во-вторых, это то, что у меня лучше всего получается. К тому же это даёт ощущение, что я ещё молодой. Не стоит сбрасывать со счетов, что концерты приносят денег больше, чем любая моя другая деятельность, включая выпуск книг и пластинок.
- Не расскажете ли немного об этой «другой деятельности»?
- Вначале меня подбили выпустить сборник с моими стихами и песнями, а вторая книга, которая вышла несколько месяцев назад – уже проза. Сейчас готовится к выходу третья, которая будет называться «Снег идёт сто лет». Это рассказы, воспоминания, размышления о жизни. Как можно рассказать о песне? О рассказе? Главное, ведь не что, а как…
- Как критики оценивают ваше литературное творчество?
- Маститым критикам я неинтересен, но среди тех, кто меня читал, отзывы, в основном, положительные. Вообще-то, я сам себе критик, и творчество свое, как мне кажется, оцениваю здраво - на Нобелевскую премию по литературе не претендую.
- Как вы себя охарактеризуете как писателя?
- Дело в том, что в компаниях я зарекомендовал себя рассказчиком, этаким Гришковцом. Рассказывать у меня получалось достаточно весело и смешно. А потом я подумал: «Если есть ещё силы, если мозги работают, почему бы не записать это всё на бумаге?» Вначале изложил те истории, что были у меня наработаны, «накатаны», так сказать. Ну а потом уже и вымысел появился и персонажей стал придумывать. Но начал, конечно, с историй, которые со мной были на самом деле.
- Вячеслав Ефимович, давайте вернёмся к музыке. Вы как-то сказали: «Мы с молодыми бежим в разные стороны». Это так?
- Да, было такое, но это лишь предположение. Если быть совсем точным – я бегу в свою какую-то сторону, а куда бегут молодые меня, в общем-то, не волнует. И добежал я до таких далей, что никаких живых существ пока не наблюдается. Хорошо ещё, что не охватывает ужас от такого одиночества.
- А как вы определили, что одиноки в этих самых «далях»?
- Дело в том, что я до сих пор достаточно востребованный артист, при том, что меня очень мало крутят по телевидению и по радио, а в прессе я появляюсь ещё реже. Однако, практически никто не спрашивает, кто я такой, вернее при упоминании моего имени такой вопрос не возникает. И мне не приходится, как некоторым артистам, подробно перечислять на своих афишах, лауреатом каких конкурсов я являюсь, или упоминать, какие популярные песни я написал. Как мне думается, в понятие «Вячеслав Малежик», извините за такие громкие слова, вложено сразу несколько компонентов: и рассказчик, и певец, и композитор, и поэт.
- А молодые на ваши концерты ходят? К примеру, те, кому сейчас 20-25?
- Если только приведёт кто. Но многие, я знаю, «подсаживаются» и становятся моими поклонниками. Вообще же, я пишу для себя, рассчитываю, конечно, что эти песни найдут отклик у кого-нибудь ещё, но в основном – для себя. А влияние? Ну, может быть, кто-то на гитаре играть учился, мои песни подбирая… Хотя это, скорее, раньше было. С другой стороны, те проблемы, которые я в песнях затрагиваю, молодых пока не сильно волнуют. Вот сейчас я записал, к примеру, альбом детских песен. Что с ними делать, я пока не решил. Это абсолютно новые песни. Какие-то я написал целиком, где-то положил на музыку слова других поэтов. Но просто выпустить пластинку под названием «Шкатулка» и сказать, что это новый программный альбом, будет, наверное, немного грустно. Для меня это, всё-таки, пройденный этап. Сейчас отдохну, а потом буду решать, что с этим альбомом делать. Просто так бросать его очень не хочется. Может, спектакль получится. Может – мультфильм… А не получится – ну что ж – останется моим внукам и правнукам. Будут говорить: «Какой у нас дед крутой, про нас песни написал!», а может – и наоборот: «Какие мы крутые, про нас дед песни написал!» Кто знает? Чуковский тоже Тотош и Кокош для членов своей семьи писал. А песня «В лесу родилась ёлочка» была написана Бекманом для своей дочки. Кто знает, какой отклик мои песенки найдут в «сердцах радиослушателей, телезрителей и широких масс потребителей»? То есть буду делать, то, что мне интересно. А что до зарабатывания денег… Да меня могут кормить и те песни, что я написал давным-давно.
- А как сейчас обстоят дела с участием в фестивалях и конкурсах?
- Не зовут. Раньше регулярно участвовал в фестивале «Славянский базар», но потом организаторы видимо нашли более модных артистов. Хотя в этом году поеду. По приглашению «Шансон-ТВ».