Крайняя книга Андрея Максимова
«СВ» предлагает читателю интервью с известным писателем, режиссером, телеведущим и, вообще, разносторонним, невероятно интересным человеком и собеседником.
Андрей Маркович Максимов — российский прозаик, драматург, режиссёр, телеведущий, радиоведущий, писатель, преподаватель авторского курса "Интервью - как главный жанр жизни" в Международном Институте Кино, Телевидения и Радиовещания (МИКТР), руководитель мастерской факультета журналистики Московского Института Телевидения и Радиовещания «Останкино».
Работал в газетах «Комсомольская правда» и «Собеседник», журналах. На телевидении вёл программы «Зеркало сцены» (ОРТ), «Времечко», «Старая квартира».
Был главным редактором и ведущим программы «Ночной полёт» (канал «Культура», программа закрыта с января 2009 года). Ведущий программ «Дежурный по стране» с Михаилом Жванецким (канал Россия-1), «Личные вещи» (Пятый канал), ранее на канале «Мир», и «Любовь ушедшего века» на радиостанции «Культура». Вёл «Программу передач» на Пятом канале.
В этом году у Андрея Марковича вышла книга «ОБЩЕНИЕ: В ПОИСКАХ ОБЩЕГО».
- Андрей Маркович, Хотелось бы поговорить с вами о вашей последней книге. Или лучше сказать «крайней»?
- Мне объяснили знающие люди, что «последний» - это как раз правильно, поскольку «крайний» - это «стоящий на краю», а «последний» - это «который идёт по следу».
- Насколько я знаю, все последнее время вы учите студентов задавать вопросы и, кажется, ваша книга как раз об этом?
- Тут есть несколько неточностей. Во-первых, «всё последнее время» - это больше десяти лет и, во-вторых, эта книга является результатом не того, как я учу людей задавать вопросы, а того, как я учу общаться. И вообще, я не совсем учу. Я выступаю в жанре высказываний. Я просто высказываю некоторые свои суждения, основанные на личном опыте и на чтении большого количества книг. А уж затем люди могут соглашаться с ними или нет. И решать, подходят они к его ситуации или нет. Это я делаю, и когда ко мне приходят как к коучу, и когда читаю лекции. Это моя третья книга по такой проблеме. Третья, не считая учебника. И она, на мой взгляд, наиболее полная. В ней подведены предварительные итоги того, что я делаю. Она вышла в издательстве «Питер», которое занимается изданием литературы, посвящённой психологии. Одно из крупнейших наших издательств, печатающих литературу по подобной проблематике. Идея книги в том, чтобы научить людей получать информацию из окружающего мира. В том числе друг от друга, в том числе из фильмов, книг, интернета и так далее. Повторю, я никого ничему не учу.
- А какой наиболее ценный источник информации для вас? Какой наиболее удобный?
- Так нельзя сказать! Все источники важны! На данный момент, к примеру, я делаю программу «Наблюдатель» на телеканале «Культура». И там регулярно встречаюсь с совершенно разными людьми. Ко мне как к коучу приходят люди. И это тоже очень важно, поскольку помогает понять, какие проблемы интересуют людей. Это тоже весьма важный источник информации. Третий источник – книги. Я читаю много книг, связанных с этой проблематикой. И, кроме всего этого, я существую сам по себе. Я для себя – тоже важный источник информации.
- То есть на основе собственного анализа вы делаете выводы?
- В том числе…Но ещё и на основе общения с людьми, на основе работы «в кадре» и вне кадра. Выводы я делаю на основе всего комплекса.
- Хотелось бы спросить вас о вашей совместной программе с Михаилом Жванецким. Как с ним работается?
- Это программа Жванецкого. Моя задача в ней состоит в том, чтобы Михаилу Михайловичу было удобно общаться с людьми. Так получилось, что я оказался единственным человеком с которым ему комфортно работать… То есть меня выбрал сам Михаил Михайлович больше десяти лет назад. Никаких особенных слов про эту программу я сказать не могу – все и так всё видят. Что есть, то и есть.
- Андрей Маркович, что вы можете сказать о современной журналистике?
- Я её не оцениваю, она есть и есть. Она живёт сама по себе, я – сам по себе. Мне трудно назвать себя журналистом, потому что мне кажется, что журналист – это человек, рассказывающий про актуальные события. Иногда – с риском для жизни. Я этим занимался в своё время. В молодости. «В телевизоре» я никогда этого не делал. И когда я вижу настоящих журналистов, людей занимающихся настоящей журналистикой, мне даже неудобно называть себя журналистом. Потому что я – человек, который берёт интервью. Это то, чем я занимаюсь вот уже много лет.
- То есть вы не делите журналистику на жанры?
- Нет, я делю журналистику на жанры, но я просто беру интервью. Сидя в кресле. И это, мне кажется, не совсем журналистика. Даже, я бы сказал, совсем не журналистика.
- Но ведь профессия журналиста включает в себя умение правильно и к месту задать вопрос? Искусство развить тему?
- Это как раз то, о чём я пишу. Я преподаю в московском институте «Останкино». Когда меня пригласили взять курс, одним из моих условий было то, что я напишу учебник. Мне очень хотелось, чтобы у моих студентов был учебник. Он вышел в … в издательстве «Митра». Так вот там я утверждаю, что одно из главных качеств журналиста – это умение интервьюировать. Если человек умеет брать интервью – он журналист, если не умеет – то нет. Но ведь и интервью бывают разными. Одни берут на поле боя, другие – у каких-нибудь чиновников… Или же они берутся в спокойной, комфортной обстановке, как делаю я. Это совершенно разные вещи. Мои интервью больше похожи на спокойные беседы, когда я разговариваю с людьми о чем-то, представляющемся мне важным, серьёзным. Я это делал раньше в «Ночном полёте», я стараюсь делать это и сейчас.