САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Дарья НЕРЕНЦ

Владимир Васильев уверен, что человек рождается для того, чтобы делать добро другому человеку

18 апреля - день рождения легенды русского балета Владимира Васильева.Говоря о нем, хочется использовать два эпитета: талантливый и тонко-чувствующий. Именно эти две составляющие делают человека по-настоящему выдающейся личностью и являются залогом успеха в любом виде деятельности, а в искусстве особенно.

18 апреля - день рождения легенды русского балета Владимира Васильева. Говоря о нем, хочется использовать два эпитета: талантливый и тонко-чувствующий. Именно эти две составляющие делают человека по-настоящему выдающейся личностью и являются залогом успеха в любом виде деятельности, а в искусстве особенно.

Именно поэтому вот уже почти 30 лет зрители смотрят спектакль «Анюта», поставленный В.В. Васильевым, с неподдельным волнением и со слезами на глазах. Балет «Анюта», созданный по роману А.П. Чехова «Анна на шее», в минском Национальном академическом Большом театре оперы и балета начали ставить в прошлом году, но с каждой постановкой появляется все больше восторженных отзывов зрителей, и сейчас спектакль находится на пике популярности.

Сам балетмейстер говорит, что с «Анютой» была связана удивительная история. Изначально о постановке спектакля никто не задумывался. Был создан телевизионный балет, в котором благодаря крупным планам показать эмоции героев и их внутренние переживания гораздо проще. Только после успеха фильма, Владимир Васильев получил приглашение сделать спектакль на эту музыку от генерального директора театра «Сан-Карло» в Неаполе. Так родился балет, до сих пор завораживающий публику. Изначально роль главной героини «Анюты» исполняла выдающаяся балерина Большого театра Екатерина Максимова, супруга Владимира Васильева. Они учились вместе с первого класса и вместе начали «большую» жизнь в статусе артистов кордебалета в Большом театре. За свою 30-летнюю карьеру в качестве танцора Владимир Васильев исполнил центральные партии в легендарном «Спартаке» и «Каменном цветке», Иванушку в «Коньке-Горбунке», Базиля в «Дон Кихоте», роль Фрондосо в балете «Лауренсия». К. Голейзовский создал специально для него «Нарцисса», за которого он получил золотую медаль на 1-м Международном конкурсе артистов балета в Варне в 1964 году.
Теперь, в свои 70 с небольшим, Владимир Васильев занимается искусством во многих его ипостасях. Балетные постановки – дело всей его жизни - теперь тесно переплетаются с живописью и созданием стихотворений, отражающих переживания и мысли автора: Конца пути не избежать, Не перепрыгнуть пропасть. Разбиться вдребезги, но встать И вновь взлететь, и обуздать И смерти страх, и жизни робость, И петь в полете, и плясать, И пить любовь... А на излете Вдруг, враз исчезнуть И... пропасть. Несмотря на все перипетии судьбы: руководство Большим театром, бесконечные постановки, театральные интриги и сплетни, ему удалось сохранить в себе главное – жизнь ради искусства, стремление к созданию чего-то необыкновенного и удивительного для зрителей. В следующем году Владимир Викторович планирует выпустить большой полнометражный документальный фильм о своей жизни, о встречах и расставаниях, о том, какую роль в его жизни сыграли люди и балет.

18 апреля Владимир Васильев отметит свой день рождения. Накануне этого события мы встретились с ним, чтобы узнать о его впечатлениях от белорусской «Анюты», мыслях о будущем театра вообще и о его взгляде на современную театральную культуру.

- Для зрителей было настоящим потрясением, когда в 1982 году на экраны вышел телебалет «Анюта». С одной стороны балет, а с другой – настоящее драматическое произведение. Это действительно свойство балета – передавать драматическое содержание жизни?
- Что касается драматического содержания, мне кажется, это свойство любого вида искусства. Правда, в балете есть одно необходимое условие – если идет рассказ о какой-то большой страсти (а в балете это всегда история большой страсти), нужны великолепные актеры, которые без слов, а только слиянием с музыкой создадут образ. Однако в «Анне на шее» А. Чехов отходит от больших страстей. Какие там могут быть страсти? Провинциальный городок, в семье случается трагедия: умирает жена, «спивается» отец, растет дочь. Это такое «чисто чеховское» - улыбка сквозь слезы – было передать сложнее всего. Если бы не невероятный «выдумщик» и блестящий организатор А. Белинский и проникновенная музыка В. Гаврилина, не было бы постановок, которые мы делали с Екатериной Максимовой. Самое главное – музыка. Я всегда говорю своим артистам: если у вас будет звучать волнующая, подходящая к содержанию музыка, в каком бы виде искусства вы не работали, вам обеспечен успех. В музыке можно найти все. И когда сам постановщик сливается с музыкой, и когда исполнитель начинает рассказывать зрителю что-то в унисон с необыкновенным музыкальным фоном, тогда происходят маленькие чудеса.
- Сейчас много споров о том, как относиться к классике и в литературе, и в театральных постановках. Можно ли позволить себе несколько фривольное отношение к классическим произведениям, как это делают молодые режиссеры?
- Нужно действительно любить прочитанное тобой и любить автора. Не стоит рассматривать классическое произведение как импульс, который дает толчок к действию. Такое, безусловно, может быть, но тогда надо откровенно и честно написать, что эта постановка сделана по мотивам произведения, а не на его основе. Но если автором заявлен А.П. Чехов, тогда надо относиться к сюжету уважительно. Я уверен, что у 90% публики, читавшей Чехова, сложилось примерно одинаковое отношение к сюжету и героям. Если вернуться к «Анюте», можно увидеть интерес, который не исчезает почти 30 лет.
- «Анюту» ставили уже во многих городах и даже во многих странах. Она повторяется или всегда новая?
- У каждой постановки свои нюансы: мизансцены, построение спектакля всегда немного отличаются. Но к чести авторов надо отметить, что мы всегда идем по пути «усложнения». Мы никогда не старались сделать что-то проще. Наш взгляд, эстетические особенности постоянно меняются, но мы не выбираем «облегченные» версии, все должно быть качественно, соответствовать темпу и музыкальному ритму. Это должно быть ярко, искрометно. «Анюта», конечно, не абсолютное выражение чеховской «Анны на шее». У меня свое видение этой героини, мне хотелось, чтобы люди сострадали ей. Она попала в такие обстоятельства: выходит замуж за нелюбимого мужчину, попадает в блестящее окружение, и сразу танцы, балы, светское общество. Но для нее это все неважно. Телебалет заканчивается крупным планом главной героини, которая смотрит вдаль с мыслью: «А что же сейчас? К чему я пришла?» Моей целью было показать, что в ней до конца будет жить удивительная и ранимая, мучающаяся от этого окружения душа. И живет спектакль потому, что там все ясно и понятно.
- Белорусская балерина Людмила Хитрова смогла приблизиться к Вашему идеальному образу Анюты?
- Конечно. Все балерины, которых я выбираю на эту роль, живо и эмоционально передают образ главной героини. Девушки не повторяют Анну, созданную Екатериной Максимовой, они не копии, не слепки, каждая привносит что-то свое, оттого образ и получается настоящим, живым, волнующим. Это и ценно.
- Владимир Викторович у Вас есть любимые спектакли?
- Моя любимая постановка сейчас – конечно, «Ромео и Джульетта». Она в целом сделана чуть-чуть по-другому. Все-таки это особый, свой подход к прочтению романа Шекспира. На сцене главным рассказчиком является дирижер: он постоянно на сцене, постоянно в центре и при этом не мешает, а помогает.
- Балет – это всегда устремление вверх, к высшим идеалам. Отразилось ли дело Вашей жизни на мировоззрении?
- Если говорить о романтических устремлениях, то это не только балет. Это воспитывается с детства: литературой, музыкой. Искусством порождаются эти романтические начала и утопические идеи. Романтика – это не стиль, это душевное состояние, это некий ореол твоей прекрасной мечты, которая тебя ведет. - Сейчас Вам встречаются молодые романтики, которые верят, что искусство может изменить человека? - Я и сам продолжаю верить, что искусство может изменить человека. И людей, которые говорят, что начали переосмысливать жизнь после просмотра какого-то спектакля, встречаю довольно часто. И я твердо уверен, что каждый человек рождается для того, чтобы делать добро другому человеку. Я делаю добро через искусство. Задача у нас простая – сделать музыку зримой.
- Каким должен быть репертуар современного театра, по Вашему мнению?
- Современный театр – это самый разнообразный репертуар, потому что он не может находиться в одном русле. Чем разнообразнее он будет, тем для меня интереснее.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. На Украине начали выпуск банкнот с националистическим лозунгом
  2. ВСУ получили доступ к камерам в Курской области и вычислили движение колонн
  3. Германова: Людей надо успокоить, людям надо объяснить, что они не один на один с бедой
  4. Ткачев: В Курской области введен режим ЧС
  5. Подмосковье увеличило экспорт агропродукции в Беларусь более чем на 5%
  6. Российский дрон сбил украинскую «Бабу-ягу» на Донецком направлении
  7. Олег Гайдукевич: Все теракты на территории России происходят за счет финансирования Запада
  8. Беларусь представит свою военную продукцию на международном форуме «Армия» в России
  9. Минздрав предлагает запретить водить машину людям с расстройством половой идентификации
  10. Джабаров: Русофобское руководство МОК себя полностью дискредитировало
  11. Александр Лукашенко: Душа у меня крестьянская
  12. Великобритания объявила о новых санкциях против Беларуси
  13. Беларусь призвала ЕС вернуться в русло прагматизма и диалога
  14. Владимир Путин провел оперативное совещание с постоянными членами Совбеза
  15. Алексей Смирнов: Куряне вступают в народную дружину и ряды Вооруженных сил

Парламентское Собрание

Ольга Германова: Когда идет агония, враг бесчинствует от злобы

Пока в Львовской области радуются сносу всех памятников СССР, Россия и Беларусь гордятся славным прошлым и возводят новые монументы.

Политика

Александр Лукашенко: Если рухнет Россия - в эту воронку всех затянет

Без единства со странами постсоветского пространства легко «разберутся по отдельности».

МНЕНИЯ

Тикайте, хлопцы…

Анатолий Заусайлов

Немецкие власти готовы оправить украинских беженцев на передовую

Укрофашисты в Курской области действуют по сценарию боевиков Шамиля Басаева

Олег Зинченко

25 лет назад бандиты беспрепятственно вошли в Ботлихский район Дагестана

Отчаянная попытка заявить о себе

Татьяна Вахромеева

Наступление ВСУ ничего не даст Украине, это очередная пиар-акция.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также