Когда оркестр – семья
Государственному камерному оркестру Беларуси – 45. Велика география его выступлений – почти вся Европа. Не так давно музыканты выступили на лучших сценах Италии.
Государственному камерному оркестру Беларуси – 45 лет. Велика география его выступлений – почти вся Европа. Не так давно музыканты выступили на лучших сценах Италии.
В этом турне они играли с выдающейся пианисткой Элисо Вирсаладзе. В разное время с коллективом играли Святослав Рихтер, Михаил Ростропович, Юрий Башмет, Виктор Третьяков, Михаил Плетнев, Пауль Бадура-Шкода. Под руководством художественного руководителя и главного дирижера, заслуженного артиста России Евгения Бушкова в исполнении оркестра прозвучало несколько мировых премьер.
На вопросы «СВ» отвечает дирижер оркестра Евгений БУШКОВ.
– Сорок пять лет – это много или мало?
– С точки зрения музыки эти годы не имеют никакого значения. Несмотря на то что коллектив относится к разряду очень «зрелых», надеюсь, оркестр в состоянии генерировать эмоции слушателей, а музыканты способны на мощные энергетические посылы.
– Когда состоялось ваше знакомство с коллективом?
– В 2007 году я был приглашен в Минск. Я был удивлен, когда среди музыкантов оркестра увидел людей с очень живыми глазами, весьма отличавшихся от обычных симфонических музыкантов. Мне стало понятно, что этим музыкантам присущ совершенно другой тип музицирования, у них особая быстрота реакции. И я не смог отказаться от приглашения работать с ними.
Быть в оркестре – очень похоже на семейную жизнь. В искусстве всегда должен присутствовать взаимный интерес. И если он исчезает – лучше мирно разойтись, сохранив хорошие воспоминания друг о друге.
– Каким вы нашли коллектив?
– В состоянии чрезвычайного эмоционального подъема. Когда ты приходишь работать в коллектив, который тебя ждет и возлагает на тебя надежды, это чувствуется, и это невероятно ценно. У меня были требования, связанные с узкопрофессиональными моментами, которые сразу невозможно было реализовать. Я в своей жизни приобщился к камерно-оркестровому музицированию самого высшего уровня. Но мне повезло: я застал оркестр в состоянии самого расцвета. По истечении четырех лет мне очень трудно оценивать результаты своего труда. Четыре года – достаточно сложный период в музыкально-семейной жизни: хочется подводить какие-то итоги, а подводить их еще рано. В этом смысле очень полезны перерывы, которые должны случаться в общении между музыкантами сформировавшегося коллектива и главным дирижером.
– Став худруком и главным дирижером камерного оркестра Беларуси, с какими трудностями вам пришлось столкнуться?
– Трудности всегда одни и те же: финансовые проблемы. В связи с ними – ухудшение отношений с коллегами, которые считают себя обиженными. Это аморальное положение, когда труд людей, отдавших с детства всю свою жизнь профессиональной сфере, государством оплачивается хуже, чем труд уборщицы.
– Расскажите об особенностях, традициях камерного оркестра.
– Традиции основаны на исконно белорусском совестливом отношении к труду. У оркестра есть чувство собственного «коллективного» достоинства – редкое качество, которое, однако, должно быть всегда подкреплено высочайшим уровнем требовательности к себе. Я уважаю это чувство, потому что это говорит о том, что каждый музыкант оркестра ощущает себя частью элитного коллектива.
– Как изменился коллектив с момента вашего прихода в качестве главного дирижера?
– Мне кажется, что мы сделали определенные успехи. Насколько это соответствует действительности, мне трудно оценить объективно. Состав оркестра немного изменился, последние полгода к нам присоединились молодые музыканты – я очень рад этому обстоятельству, так как это дает приток юношеской силы, энергичной отдачи и живости в игре.