Миллион за обычай
У каждого народа свои традиции и обычаи. Стоит ли осуждать людей, если они привыкли жить по-другому? Мудрая поговорка учит не лезть со своим уставом в чужой монастырь. Но как быть с традициями, которые никак не вяжутся с сегодняшними представлениями о гуманности и правах человека? Об этом – британский документальный фильм «Свадьба по-чеченски» Димитрия Коллингриджа.
У каждого народа свои традиции и обычаи. Стоит ли осуждать людей, если они привыкли жить по-другому? Мудрая поговорка учит не лезть со своим уставом в чужой монастырь. Но как быть с традициями, которые никак не вяжутся с сегодняшними представлениями о гуманности и правах человека? Об этом – британский документальный фильм «Свадьба по-чеченски» Димитрия Коллингриджа.
Обычай похищать женщин имеет корни в языческих временах – достаточно вспомнить античный миф о похищении Европы. Особенно сильно эта традиция укоренилась у кавказских народов. И в царской России, и в СССР за принуждение к браку предусматривалось наказание. В священной книге мусульман – Коране – принуждение к браку также не поощряется. Тем не менее, как и сотни лет назад, в наши дни немало браков в кавказских республиках начинаются не с ухаживаний за прекрасным полом, а с похищения будущей невесты.
Этот обычай противоречит и современному российскому законодательству (подпадает под статью 126 УК РФ), но не теряет своей популярности, порождая вереницу сломанных женских судеб. Кто-то хотел поступить в университет, приобрести профессию, а кто-то просто любил другого человека, но слово женщины не имеет силы – все решат за нее. Вопрос, что важнее – закон или обычай, кажется вечным. В фильме «Свадьба по-чеченски» британская журналистка Люси Эш пытается разобраться, как уживаются в Чеченской Республике нравы светского государства и древние обычаи. Она знакомится с некогда украденными женщинами, которые уже стали женами и матерями. С мужчинами, которые гордятся тем, что в буквальном смысле завоевали своих жен. И молодыми девушками, которые вынуждены готовиться к свадьбе со своими похитителями.
Супруга имама Алби – многодетная мать. В молодости была похищена будущим мужем и не видит в этом ничего ужасного: таков обычай, так надо. Своего супруга она любит и говорит о нем с большим уважением. Но есть и другая история – еще молодой Мадины. Ее выкрал чужой человек и, не дождавшись свадьбы, надругался и бросил. Девушка выглядит затравленным зверьком, почти не смотрит в глаза собеседнику. Третья героиня – Зулихан – готовится к свадьбе. У нее были планы – окончить институт, получить диплом о высшем образовании. Но в один миг все рухнуло: ее похитил парень, которого она видела всего два раза. Ей предстоит не только стать женой незнакомого человека, но и уехать с ним далеко от родных – в Казахстан. Родителям девушки Богдан (так зовут жениха) не особо нравился. Но после встречи со сватами решение принято: Зулихан должна стать его женой.
«Это жестоко!» – восклицает журналистка. Но старшие женщины уверяют ее: «Для вас это жестоко, а для нас – нормально». В обществе, где сильны традиции, нет представления о том, что можно жить как-то иначе. Зачастую молодые люди затевают похищение без ведома родителей. И неизвестно, как отнесутся к такой избраннице родные. Бывали случаи, когда мужчины охотно принимали девушку в семью, но женщины – свекровь и сестры мужа – всю жизнь изводили невестку.
Есть в фильме и представительницы противоположного идейного полюса – сотрудницы правозащитного центра «Мемориал», в том числе известная российская правозащитница Наталья Эстемирова, успевшая дать интервью съемочной группе, но до премьеры она не дожила: в 2010 году ее нашли мертвой в лесополосе в Ингушетии. По инициативе «Мемориала» в школах проводятся беседы со старшеклассницами. Девочкам рассказывают о правах женщины в современном мире, призывают стоять за себя и иметь свое мнение. Но, даже будучи подготовленными, смогут ли они что-то решить? Разве сможет их слово быть сильнее слова отца или деда в патриархальном обществе?..
Настроение авторов фильма заметно меняется к финалу. Если вначале чувствуется интерес к незнакомой культуре и желание понять суть столь странного обычая, то уже в конце в словах журналистки ощущаются страх, боль и сострадание к жертвам. С этим настроением Люси покидает Чечню. После выхода фильма на экраны глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров – один из героев картины – ввел штраф за похищение невест в размере 1 млн рублей и уголовное наказание. Но вряд ли отчаянные женихи так скоро откажутся от рискованного, но увлекательного дела. К тому же запрет порождает еще больший интерес. А многие похищения происходят по взаимному согласию семей.
Но главная причина – в крепости традиции. Никто не имеет права диктовать другому, как жить. Но никто не имеет права нарушать чужие обычаи. На чьей же стороне правда? Представители духовенства, адвокаты и преподаватели едины во мнении: всему виной недостаток образования, в том числе и религиозного. Зачастую молодые люди даже не знают о том, что ислам запрещает кражу невест. Разве что ученье поможет разрешить эту сложную ситуацию мирным путем? Разумный человеческий компромисс.