САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Прекрасное вечно

После школы будущий народный артист СССР Ростислав Янковский работал диспетчером автобазы в Ленинабаде. Но самодеятельность, которой занимался раньше, не забросил. Ходил в Дом культуры, играл комедийные роли. Там его и заприметил руководитель местного театра Дмитрий Михайлович Лиховецкий и позвал к себе. Ростислав учился в студии при театре и был занят в спектаклях – «Макар Дубрава» Александра Корнейчука, «Последние» Максима Горького. В Минск переехал в 1957 году и вот уже около полувека служит в Национальном драмтеатре имени Максима Горького, который по старинке называют Русским театром.

– Ростислав Иванович, чем знаменательны для вас последние годы? 
– Тем, что молодежь, несмотря на все мифы, ходит в театр. В Беларуси театр по-прежнему популярен. В залах почти всегда аншлаги. Даже в летнюю жару. Я играю в «Земляничной поляне» по фильму, снятому в 1957 году Ингмаром Бергманом. История старика, переживающего состояние бездуховности, но возрождающегося внутренне. Разве эта тема может быть интересна молодежи? А гляну в зал – полно молодых. 
– Сейчас много говорят о проблемах современной режиссуры. Многие белорусские театры столкнулись с тем, что найти хорошего режиссера непросто. 
– Это неудивительно. Настоящий режиссер всегда одарен  от Бога. В Беларуси ценю работы Николая Пинигина, Валерия Анисенко. Сергей Ковальчик поставил прекрасный спектакль «Пане Коханку» по пьесе Андрея Курейчика. На фестивале в Самаре, помню, очень волновался за этот спектакль – мол, не поймут, чучело Екатерины зачем-то по сцене таскаем. Но зрители были в полном восторге! 
– У вас были случаи, когда вы категорически отказывались играть ту или иную роль? 
– Думаю, у каждого актера это было. Но к режиссерам в любом случае отношусь с уважением. 
– В России выросло целое поколение модных режиссеров. А в Беларуси зритель все больше идет на именитых актеров. 
– Хорошо и то, и другое. Зритель идет в театр, чтобы соприкоснуться с творчеством, с талантом, открыть для себя что-то новое. И неважно, кому это удается – режиссерам или актерам. Главное, чтобы это было.  
– Вы родились в Одессе. Как этот город, с его особой атмосферой, повлиял на ваше мировоззрение? 
– Мы жили в Одессе в 30-е годы, когда только закончился НЭП. Отец, как многие порядочные люди в то время, сидел в тюрьме. Я жил с мамой и бабушкой, и, конечно, город не мог не влиять на меня. Отец у меня – поляк, а мама – русская, сам я – православной веры. Но церкви тогда разрушались, поэтому мы с бабушкой ходили в костел. И когда я увидел красивую службу в храме, услышал орган, думаю, именно тогда заразился театром. Приходил домой и подражал ксендзу, пел громким голосом и махал игрушечным волчком. Потом прибегала соседка и спрашивала: «К вам священник приходил?» А мама отвечала: «Да это Ростик играет». 
Но по-настоящему я прочувствовал, что такое театр, когда во время войны увидел спектакль на казахском языке. Я не понимал, что говорят актеры, но был очарован самим действом на сцене. Потом зашел за кулисы и смотрел на актеров. Видел, как они там жили – в своем мире, пили кумыс, возились с детьми, перебрасываясь фразами на гортанном языке. Жизнь сцены и закулисья попросту заворожила меня!.. 
– Какая картина детства сейчас всплывает перед глазами? 
– Помню, как я долго-долго ждал отца. Отец был штабс-капитаном лейб-гвардии Семеновского полка, но когда началась Гражданская война, перешел на сторону красных, служил под началом маршала Тухачевского. В 37-м году поехал к своему бывшему командиру на прием, чтобы восстановиться в армии. А через несколько дней после возвращения отца из Москвы Тухачевского объявили «врагом народа». В тот же день рано утром пришли за отцом. Он вернулся из лагерей через пять лет – седой, больной, без зубов. Тогда «чистили» тюрьмы, было временное послабление, и он вышел на свободу. Я знаю, что в письмах отец просил мать отказаться от польской фамилии Янковская, чтобы у нее было меньше проблем. Но мама даже не подумала это сделать. И я помню, как он вернулся. Прихожу с бабушкой домой и вижу – какой-то худой мужчина обнимает мою красавицу-мать. «Папа!» – закричал я от радости. Потом ходил с ним по Одессе и все смотрел – видят ли окружающие, что я иду с папой. 
– Вы не раз говорили о своих белорусских корнях и что белорусский язык любите не меньше, чем русский. 
– Могу еще раз признаться в любви к Беларуси. Наш отец – Иван Павлович – родился в Варшаве, а родовое имение у него было под Витебском. И я много размышлял над тем, откуда пошел род Янковских, чего во мне и в братьях больше – отцовского или материнского? Пришел к выводу, что корни заложены все же отцовским родом. Он был человеком удивительной внутренней и внешней красоты. К тому же прекрасно пел и декламировал стихи, по вечерам читал вслух романы. Поэтому внутренний артистизм, актерские гены, по-моему, у меня от отца.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Митин: В СФ обсудили тему государственного надзора и муниципального контроля в России
  2. Матвиенко: Никаких территориальных уступок в Донбассе и Новороссии не может быть
  3. «Военторг» фигурировал в деле об аресте генерала Булгакова
  4. Приговоренный к смерти немец Рико Кригер поблагодарил Лукашенко за помилование и заплакал
  5. Зеленский допустил возможность референдума о судьбе территорий Украины
  6. Лукашенко: Минск всегда готов поддержать дипломатические инициативы Берна, основанные на равенстве и неделимой безопасности
  7. Польша намерена разместить механизированную бригаду на границе с Беларусью
  8. В Минский зоопарк передали амурского тигренка, спасенного в Хабаровском крае
  9. США приостанавливают выделение помощи Грузии в связи с принятием закона об иноагентах, заявил Блинкен
  10. Только у нас на канале: К чему привела замена Байдена на Камалу Харрис и как мир реагирует на шабаш в Париже
  11. Пахомов: С января мы приняли 11 важных федеральных законов, еще 52 законопроекта на рассмотрении Комитета
  12. Путин подписал указ о присвоении 314 отдельному радиотехническому полку почетного наименования
  13. Госдума: Бойцам СВО не грозит арест за использование гаджетов для боевых задач
  14. Володин: У политиков отпусков не бывает
  15. Вячеслав Володин: «закон Путина» об индексации пенсий работающим пенсионерам — это закон, который ждали все

Парламентское Собрание

Елена Афанасьева: Бюджет - не для «поющих трусов»!

России нужна не цензура, а кодекс поведения артистов и порядок их финансирования.

Политика

Новороссия принадлежит России со времен Елизаветы

А защита Крыма - задача номер один.

МНЕНИЯ

Поздно спохватились

Татьяна Вахромеева

Военная стратегия США на поверку оказалась провальной.

Принять за 16 минут

Валерий Чумаков

Депутаты Государственной Думы за один день приняли два десятка важнейших законов

Тридцать две безнадежных надежды

Геннадий Давыдько

В Париже проходят Олимпийские игры. В них участвуют тридцать два наших соотечественника.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также