САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Режиссёр Михаил Сегал

В режиссуру Михаил Сегал пришел из клипмейкеров. Отмеченная на «Кинотавре» картина «Рассказы» – его второй полнометражный фильм. Несколько лет назад он участвовал в конкурсе ММКФ с картиной «Франц+Полина», которая получила множество призов на отечественных и международных фестивалях. В издательстве «АСТ» у Михаила Сегала вышел сборник прозы «Молодость».

– В последней новелле картины показана ужасающая своей пустотой 20-летняя красотка, от которой бежит 40-летний кавалер, поначалу ошарашенный свалившейся на него любовью. Скажите, у вас есть надежда, что молодежь наша станет более грамотной и серьезной? И вообще, верите ли вы в то, что искусство меняет мир и людей?
– Конечно же, не меняет, но оно может чуть-чуть изменить настроение одного человека на короткое время, и результат этого может быть очень серьезным. В этой новелле я иронизирую скорее над главным героем. А героиня не виновата, что родилась в другое время и «смотрела другие мультики».  Жизнь меняется, и не стоит думать, что следующее поколение в чем-то должно походить на предыдущее. А то, что многие не знают истории страны... Не думаю, что это контролируемый процесс, то есть от того, что улучшится преподавание в школе и будет больше образовательных программ на ТВ, мало что изменится. Мы обо всем этом знали не потому, что были такие хорошие и что-то для этого делали, а потому, что жили внутри существовавшего тогда информационного пространства, и все эти знания входили в нас автоматически. А в следующие поколения автоматически входит что-то другое, и это ничуть не хуже. Можно переживать, что мы не находимся с ними в одном и том же пространстве, но изменить мы ничего не можем.
– Но так заканчиваются империи…
–  Да. Заканчиваются, и очень хорошо. Возьмите Римскую империю,  пришли варвары, все испортили, все сломали, потом возникла Новая Европа, были мегапереселения народов: мы же не испытываем негативных чувств по этому поводу. Мы говорим: «Ну была империя, потом было что-то другое», мы смотрим на это как на планетообразующие процессы. А ведь римлянам, которые жили в конце Римской империи, наверное, тоже было несладко: мир рушится, все летит к черту! Понаехали эти варвары, что же будет?!  Вот и сейчас многое рушится. И что же получается: читать историю, воспринимать какие-то перемены в Римской империи мы готовы, а жить внутри истории – нет?! Хотим, чтобы ничего не менялось?
– В прежнее время на фестивалях было принято рассуждать об авторской позиции режиссеров, теперь этого делать не любят, авторы считают, что их задача – показать историю, а уж какие выводы сделают зритель и критик, это их проблемы. И эти выводы могут быть весьма далеки от позиции  автора. Что вы думаете по этому поводу?
– Может, и существует кино без авторской позиции, но это неинтересно. Фигура автора не важна только в коммерческом кино, там важен качественный продукт в том или ином жанре. Блокбастер вы смотрите или комедию – все равно, часто даже на афишах пишут только имена продюсеров и актеров, а режиссеров не указывают. Снять может кто угодно, существуют топ-режиссеры – с минимальной разницей, но снимут все хорошо.  
– Есть ли у вас приоритетные темы в искусстве?
– Нет. Как любит говорить мой оператор-постановщик Эдуард Мошкович: «У оператора не должно быть стиля, всякий раз он должен растворяться в материале». Так и режиссер – всякий раз он идет от материала, и как у оператора не должно быть узнаваемого визуального стиля, так и у режиссера не должно быть темы, на которую он сел и – шарашит. Понятно, что человеку надо «избавиться от себя», и о чем бы он ни говорил, он будет говорить о чем-то своем. Что касается тематики, например, после «Франца и Полины» мне много раз предлагали делать фильмы о войне. Для продюсеров это типично – «снял хорошее кино о войне, пусть и дальше снимает», а я не хотел иметь режиссерского амплуа. И сейчас, после премьеры «Рассказов», ко мне уже подходили и говорили: «У вас так здорово получается, а будут «Рассказы-2»? Но я не хочу превращаться в режиссера – «рассказчика рассказов». «Рассказы» –  это просто художественная форма одного фильма, это было один раз, а о чем буду думать завтра, я не знаю, может, про инопланетян кино сниму.  
– Стремитесь ли вы со своим кино на международные фестивали?
– Стремление делать фильмы специально для фестивалей бессмысленно, но  в силу того, что у меня, как у любого режиссера, есть здоровая мания величия, не думать об этом я не могу. Это как у спортсмена спросить: «А ты хотел бы попасть на Олимпийские игры?» Вы что, хотите услышать: «Да ну их…»? Важно, чтобы это чувство было здоровым, а не болезненным. Конечно, спортсмен хочет попасть на самые большие соревнования. И, конечно, я хочу попасть на самые крупные фестивали.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. В Беларуси в первом чтении принят проект о смягчении наказания по ряду уголовных статей
  2. Парламент Беларуси одобрил соглашение с Россией о создании самолёта «Освей»
  3. Израиль осуществил масштабную кибератаку на членов «Хезболлы»
  4. Леонид Слуцкий: Мы обязаны работать плечом к плечу за страну, за скорую победу
  5. Вячеслав Володин: необходимо отдельное законодательство в сфере организации детского отдыха
  6. Лула да Силва: Украине следовало вести диалог с Бразилией до начала СВО
  7. Минск будет участвовать в мирном саммите по Украине в случае участия в нем Москвы
  8. Вячеслав Володин: Депутаты должны поддержать регионы в вопросах тепло- и водоснабжения
  9. В Красноярском крае задержали группу нелегальных наркологов после смерти трёх человек
  10. Вячеслав Володин назвал одним из приоритетов повышение эффективности парламентского контроля за реализацией госпрограмм
  11. Суд приостановил корпоративные права финского совладельца Невского судозавода
  12. Вячеслав Володин: Мы ответим более мощным оружием в случае ударов вглубь России
  13. Поддержка участников СВО остается одним из ключевых направлений работы Государственной Думы
  14. Владимир Путин назвал приоритеты будущего государственного бюджета
  15. Вячеслав Володин предложил уйти от общих отчётов на «правительственных часах» и обратиться к насущным проблемам

Парламентское Собрание

Как научить молодежь распознавать фейки

Об этом и многом другом в интервью с членом Комиссии ПС по культуре, науке и образованию Михаилом Мирончиком.

Политика

Под Малой Локней наши воины стояли насмерть, как защитники Брестской крепости

Офицер руководивший обороной, получил звание Героя России.

МНЕНИЯ

Бразилия указала Зеленскому на его место

Олег Зинченко

Ситуация напоминает сюжет басни Крылова «Свинья под дубом»

Боевики в обмен на беспилотники

Анатолий Заусайлов

Киев ищет «пушечное мясо» по всему миру

Рим завесили пророссийскими плакатами

Михаил Васильев

Украина «встревожена беспардонной российской пропагандой»

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также