Человек, научивший смеяться
30 января – 90 лет со дня рождения режиссера Леонида Гайдая. Его фильмы можно пересматривать десятки раз, наслаждаясь любимыми эпизодами и великолепной игрой актеров. Многие фразы из его фильмов стали крылатыми – «Птичку жалко!», «Кто не работает – тот ест», «А под дичь будешь?».
Его фильмы можно пересматривать десятки раз, наслаждаясь любимыми эпизодами и великолепной игрой актеров. Многие фразы из его фильмов стали крылатыми – «Птичку жалко!», «Кто не работает – тот ест», «А под дичь будешь?».
Создатель незабываемых комедий, он никогда не стремился к званиям. «Меня опять записали на какую-то цацку», – говорил Гайдай жене Нине Гребешковой, получив очередной орден. В своих фильмах режиссер чаще всего появлялся в эпизодах – пьяница в подворотне в «Бриллиантовой руке», прохожий в черных очках у магазина радиотоваров в «Иване Васильевиче»… Гайдаевская скромность, простота и невероятная преданность делу навсегда запомнились современникам.
Леонид Гайдай родился 30 января 1923 года в семье служащего железной дороги. Отец был родом с Полтавщины, мать – из Рязанской области. Семья не раз переезжала: сначала в Читу, затем в Иркутск. Будущий режиссер в будни грыз школьный гранит науки, а в воскресенье бежал в местный кинотеатр, на первый сеанс, где нередко показывали великого Чаплина. Иногда после показа оставался в зале, спрятавшись между рядами, чтобы еще раз посмотреть любимую картину.
На войну он пошел в 1942 году. Сначала направили в Монголию, затем – на Калининский фронт. Леонид Гайдай в первые же недели на фронте отличился в боях за деревню Енкино – забросал огневую точку противника гранатами, уничтожив троих немцев, участвовал в захвате пленных, за что получил медаль «За боевые заслуги». В 1943 году Гайдай подорвался на противопехотной мине, и его признали негодным к дальнейшей службе. Грозила ампутация ноги, но он категорически отказался: «Одноногих артистов не бывает». Боевое ранение напоминало о себе всю жизнь. Но боли он переносил молча: режиссер терпеть не мог жалоб на болячки.
После войны Гайдай поступил в студию при Иркутском театре, а в 1949-м – во ВГИК. На экзамене выступил с тем самым стихотворением, про девочку Лиду, которое позже, в знаменитом фильме будет читать герой Демьяненко. В 1956-м, через год после окончания ВГИКА, вышел его первый фильм – «Долгий путь». Уже в то время Михаил Ромм, работавший над сценарием картины, разглядел в Гайдае талант комедиографа и настоятельно советовал молодому режиссеру работать именно в этом жанре. Первая комедия – «Жених с того света» – едва не стоила Гайдаю карьеры: столь хлесткой была сатира на действительность. Фильм раскритиковали, неугодные сцены велели вырезать – в итоге от картины осталась половина. Карьера была под угрозой. Спасли ситуацию съемки идеологически «правильного» фильма «Трижды воскресший»: режиссера «простили».
А дальше началась эра всенародно любимых комедий. Сначала «Пес Барбос и необыкновенный кросс», в котором родилась легендарная троица – Трус, Балбес и Бывалый. Затем «Самогонщики», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница». Меткие фразы, динамика, искрометный юмор, погони, мастерские и невероятно смешные трюки (юношеские просмотры комедий 1920-х не прошли даром) и необычайно тонко выписанные типажи – это стало визитной карточкой его фильмов. Картина «Бриллиантовая рука» 30 лет спустя признавалась зрителями лучшей отечественной комедией. 1970-е – время блистательных экранизаций классики – Ильфа и Петрова, Михаила Зощенко и Михаила Булгакова. Подобрать актеров на роль известных литературных персонажей – задача непростая, но Гайдай справлялся с ней успешно. Самыми трудными были поиски актера на роль Остапа Бендера. Пробовались прославленные исполнители – Евгений Евстигнеев, Владимир Высоцкий, Алексей Баталов, а выбор режиссера пал на в то время малоизвестного артиста Арчила Гомиашвили. И роль была сыграна блестяще.
Последние годы Гайдаю работалось нелегко: открылась рана на ноге, обнаружили эмфизему легких. Но он продолжал снимать. Переживал, много курил. 19 ноября 1993 года режиссера не стало: оторвался тромб. Классик советской комедии ушел незаметно. О его смерти немного говорили в тот неспокойный для страны год. Позже общественность, конечно же, поняла тяжесть утраты. Человек, на фильмах которого выросло не одно поколение. Человек, научивший людей смеяться, несмотря на невзгоды. Говорят, что смех – лучшее лекарство. Если так, то фильмы Гайдая для миллионов советских людей были спасительной терапией. Их действие продолжает оставаться таким, когда на экранах телевизоров появляются добрый и наивный Шурик, обаятельный Жорж Милославский, находчивый «великий комбинатор» и бессмертная троица – Трус, Балбес и Бывалый.