«Белый тигр», «Орда» и фуги Баха
На «Мосфильме» вручили Национальную премию Академии кинематографических искусств и наук России.
На «Мосфильме» вручили Национальную премию Академии кинематографических искусств и наук России.
Ох, неосторожную фразу бросил в зал Владимир Хотиненко, вручая приз за лучшую режиссуру Андрею Прошкину (фильм «Орда»). Он сказал: «Мы все коррумпированы дружбой и хорошо знаем: у кого много друзей, у того и много премий». И это правда: как ни крути, а все «золото» мира, которое делят на фестивалях, в значительной мере зависит от этой самой «дружбы». Конечно, среди номинантов недоставало сокуровского «Фауста», балабановского «Я тоже хочу», сигаревского «Жить», блеснувших на мировых аренах и крупных российских фестивалях, но объяснение этому есть, и пока в России будет два творческих союза кинематографистов и две киноакадемии, эти «недостачи» будут остро ощущаться с обеих сторон.
На две главные премии – за лучший фильм и за лучшую режиссуру – изначально обозначились «Белый тигр» Карена Шахназарова, выдвигавшийся от России на «Оскара»; «Орда» Андрея Прошкина, завоевавшая «серебро» на последнем ММКФ; «Шпион» дебютанта Алексея Андрианова студии ТРИТЭ; «Духless» Романа Прыгунова, открывавший ММКФ; «Высоцкий. Спасибо, что живой» Петра Буслова.
Лучшим фильмом объявлен был «Белый тигр», полный мистики, в котором отчаянный русский танкист охотится за вражеским танком-призраком. В «Белом тигре» отметили еще музыку, монтаж, работу звукорежиссера. А «Орда», за таинственными превращениями которой с замиранием сердца следили все на ММКФ, получила призы в пяти номинациях, в том числе за сценарий Юрия Арабова и за операторское мастерство Юрия Райского.
За «Духless» наградили Данилу Козловского (лучшая мужская роль в кино), Викторию Толстоганову и Андрея Смолякова – за роли второго плана в «Шпионе» и «Высоцком».
Из сериалов отметили – «Белую гвардию» Сергея Снежкина (мини) и «Жукова» Алексея Пиманова. Правда, зал аплодировал этим работам холодно.
Ну а звучали ли, спросите вы, горячие аплодисменты в зале, которые так объединяют зрителей?! Звучали. Когда призы за лучшие роли в телесериалах получали Ирина Розанова («Фурцева») и Сергей Маковецкий («Дело гастронома №1»). В этих аплодисментах звучало то самое «Обожаю!», которое найдете в изрядных количествах в Интернете. Ирина Розанова и Андрей Смоляков посвятили премию своим мамам. Конфуз вышел с Анной Михалковой, которая, получив премию за лучшую женскую роль в фильме Резо Гигиниешвили «Любовь с акцентом», едва не отреклась от нее во имя «абсолютной кинобогини» Ренаты Литвиновой («Последняя сказка Риты») и неподражаемой ханши Тайдулы Розы Хайруллиной («Орда»).
Горячо аплодировали зрители, когда очередь дошла до номинации «Лучший неигровой фильм», где все три фильма были яркими претендентами на премию. «Зима, уходи», снятая студентами мастерской Марины Разбежкиной, показывает изнутри зарождавшееся в прошлом году протестное движение, дает портреты людей, эмоциональный отклик на то, чем они дышат. «Да здравствуют антиподы!» Виктора Косаковского, открывавший в 2011 году Венецианский фестиваль, – киношедевр, после просмотра такого кино люди летают. Но приз по справедливости получил фильм Любови Аркус о мальчике-аутисте «Антон тут рядом. «Золотого орла» за анимацию получил фильм Елены Петкевич «И.С. Бах» из серии «Сказки старого пианино» (Беларусь). Горячо аплодировали зрители, когда Никита Михалков представил бизнесмена Виктора Вексельберга, который помогает Фонду помощи ветеранам «Урга». Он получил «Золотого орла» за вклад в кинематограф. «Искусство кинематографа зависит от нравственного здоровья общества, – сказал Вексельберг. – В ваших работах, как в зеркале, отражаются все проблемы, которыми живет страна».
И наконец, зрители стоя аплодировали старейшему оператору Вадиму Юсову, снявшему фильмы «Иваново детство», «Андрей Рублев», «Солярис», «Я шагаю по Москве», «Не горюй!», «Они сражались за Родину», «Борис Годунов», «Подстрочник». Он получил премию «За вклад в мировой кинематограф».