САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Виктория ВАСИНА

Первому русскому цирку – 135 лет

В декабре этого года Санкт-Петербургскому цирку на Фонтанке исполнилось 135 лет.  По случаю юбилея была разработана новая международная программа под названием «Арена собирает друзей». В проекте участвуют лучшие номера со всего циркового света.

В декабре этого года Санкт-Петербургскому цирку на Фонтанке исполнилось 135 лет. По случаю юбилея была разработана новая международная программа под названием «Арена собирает друзей». В проекте участвуют лучшие номера со всего циркового света.

В России интерес к цирковому искусству возник и начал стремительно развиваться в начале XVIII века – сказалась европеизация страны, начатая Петром I. В это время в провинции работают передвижные балаганы, в том числе крепостные, а в Санкт-Петербурге и Москве строятся первые деревянные цирковые здания.
Среди балаганных артистов встречались настоящие таланты. На гуляньях начали свой творческий путь братья Дуровы, братья Никитины, ведущие свою родословную из крепостных, и многие другие. Аким, Петр и Дмитрий Никитины начали свой путь артистов, давая представления на улице: ходили с шарманкой и петрушечной ширмой по саратовским дворам.
Балаган – это народное театральное зрелище комического характера. В XIX веке балаганом стали называть временное строение, предназначенное для театральных или цирковых представлений, для выступлений бродячих ярмарочных актеров. Отсюда и сами зрелища получили название «балаган». Именно скоморохи и балаган дали начало искусству эстрады, цирка, кукольному театру.
Стационарные цирки в России были деревянные и не отличались особенными удобствами, а первый каменный цирк возник в Санкт-Петербурге на Фонтанке.
Сейчас Большой Санкт-Петербургский государственный цирк – один из старейших цирков России. Своих первых зрителей он принял 26 декабря 1877 года. Инициатором постройки выступил итальянский наездник и дрессировщик Гаэтано Чинизелли, глава большой цирковой семьи, составивший себе громкое имя в Европе.
Здание нового цирка было признано одним из красивейших в Европе. Здесь было использовано и принципиально новое решение конструкции купола – без единой внутренней опоры, ставшее впоследствии классическим для развития циркового строительства. Здание отличалось совершенством пропорций и затейливо декорированным фасадом – огромные арочные окна со скульптурами муз, фронтоны с конскими головами, карниз с великолепной аллегорической скульптурной группой театральных масок. Интерьер выглядел не менее богато: позолота, хрустальные люстры, зеркала, бархат, великолепная роспись внутреннего холщового купольного плафона на цирковые темы.
Цирк Чинизелли вмещал 5000 зрителей, из них 1200 мест были сидячими. Зрительный зал был четко ранжирован: второй ярус с дешевыми местами и галерея, предназначенная для «стоячих» зрителей, имели отдельный вход с улицы, а внутри – перекрыты барьерами – таким образом, разные социальные группы зрителей не пересекались. Практически сразу после открытия цирк Чинизелли по престижу стал сопоставим с императорскими театрами, а посещение цирка сразу вошло в моду среди всех слоев населения Петербурга – от аристократии до самых демократичных кругов.
Гаэтано Чинизелли был чрезвычайно талантливым менеджером, тщательно формировавшим репертуар цирковых представлений и успешно выводившим свой цирк в число самых популярных зрелищных предприятий Санкт-Петербурга.
Так, в 1892 здесь впервые в России была показана водная феерия «Четыре стихии»: манеж был преображен в огромный бассейн, в котором плавали олени, лошади со всадниками и слоны, а вода била фонтанами в нескольких местах арены. Была серьезно продумана постоянная рекламная кампания – например, в цирковых программках печатались не только анонсы будущих премьер и гастролей, но и расписание вечерних пароходов, курсирующих от пристани у цирка до Калинкина моста. Помимо представлений в цирке устраивались разнообразные праздники: например, на ежегодные встречи собирались бывшие лицеисты. Для гвардейских офицеров субботняя поездка в цирк Чинизелли быстро стала традицией; большими поклонниками циркового искусства вообще и цирка Чинизелли в частности были Д. Григорович, А. Блок, Ф. Шаляпин и, конечно, А. Куприн, в творчестве которого цирковые мотивы звучат пронзительно и грустно. Чинизелли, а позже – его дети, возглавлявшие цирк, сумели превратить его в настоящий центр культурной жизни столицы.
С 1919 года здание цирка, перешедшего в ведение государства, претерпело множество переделок, которые привели к ряду архитектурных и эстетических утрат, а в результате капитальной реконструкции в 1959-1962 годах декор лицевого и боковых фасадов был уничтожен. Вполне вероятно, что Чинизелли теперь с трудом бы узнал свое детище.
Однако цирк на Фонтанке по-прежнему собирает в своих стенах зрителей самых разных возрастов и социальных слоев.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Александр Лукашенко встретится с аграриями Гродненской области
  2. В Оленёкском районе Якутии объявили режим ЧС из-за нашествия диких оленей
  3. Экс-член Госдепа рассказал о возможных требованиях Трампа к России в случае его победы
  4. Центризбирком Беларуси завершил прием документов на регистрацию инициативных групп
  5. «Известия»: Максимальный размер больничного вырастет до 6,8 тыс. в день
  6. Александр Лукашенко: Кинофестиваль «Лістапад» сближает людей и континенты
  7. За ночь 24 украинских беспилотника сбили в небе над семью регионами РФ
  8. Военблогер Руслан Татаринов подсчитал потери ВСУ по официальным некрологам
  9. В ответ на слова Трампа Дмитрий Песков заявил о готовности запустить «Северный поток-2»
  10. Россия и Беларусь создадут совместный прогноз социально-экономического развития
  11. Товарооборот России и Беларуси вырос на 6% и достиг 2,9 трлн рублей
  12. Власти Турции планируют принять закон об иностранных агентах
  13. Парламентское Собрание проведет семинар по экологической безопасности России и Беларуси
  14. «Грузинская мечта» представит прокуратуре 81 факт вмешательств в голосование
  15. Дмитрий Мезенцев встретился с заместителем Генсека ШОС Нурланом Ермекбаевым

Парламентское Собрание

Парламентарии убеждены, что на социальные мероприятия нельзя жалеть денег, ведь они – лицо Союзного государства

Парламентское собрание РФ и Беларуси решает социальные вопросы Автор Максим Чижиков

Политика

До дня голосования за Президента Беларуси осталось менее трех месяцев

Ключевое политическое событие для РБ и Союзного государства состоится 26 января 2025 года.

МНЕНИЯ

План «Перемога» как собаке пятая нога

Павел Родионов

Западная пресса разоблачает планы Зеленского


Двое против всех, не считая Молдовы

Валерий Чумаков

В ООН в 32 раз призвали США прекратить экономическую блокаду Кубы. Результаты голосования по этому вопросу даже комментировать смешно


Преднамеренное злодейство

Павел Родионов

Сербы в очередной раз показали, что помнят, кто освобождал Европу от нацизма

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также