САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Виктория ВАСИНА

Первому русскому цирку – 135 лет

В декабре этого года Санкт-Петербургскому цирку на Фонтанке исполнилось 135 лет.  По случаю юбилея была разработана новая международная программа под названием «Арена собирает друзей». В проекте участвуют лучшие номера со всего циркового света.

В декабре этого года Санкт-Петербургскому цирку на Фонтанке исполнилось 135 лет. По случаю юбилея была разработана новая международная программа под названием «Арена собирает друзей». В проекте участвуют лучшие номера со всего циркового света.

В России интерес к цирковому искусству возник и начал стремительно развиваться в начале XVIII века – сказалась европеизация страны, начатая Петром I. В это время в провинции работают передвижные балаганы, в том числе крепостные, а в Санкт-Петербурге и Москве строятся первые деревянные цирковые здания.
Среди балаганных артистов встречались настоящие таланты. На гуляньях начали свой творческий путь братья Дуровы, братья Никитины, ведущие свою родословную из крепостных, и многие другие. Аким, Петр и Дмитрий Никитины начали свой путь артистов, давая представления на улице: ходили с шарманкой и петрушечной ширмой по саратовским дворам.
Балаган – это народное театральное зрелище комического характера. В XIX веке балаганом стали называть временное строение, предназначенное для театральных или цирковых представлений, для выступлений бродячих ярмарочных актеров. Отсюда и сами зрелища получили название «балаган». Именно скоморохи и балаган дали начало искусству эстрады, цирка, кукольному театру.
Стационарные цирки в России были деревянные и не отличались особенными удобствами, а первый каменный цирк возник в Санкт-Петербурге на Фонтанке.
Сейчас Большой Санкт-Петербургский государственный цирк – один из старейших цирков России. Своих первых зрителей он принял 26 декабря 1877 года. Инициатором постройки выступил итальянский наездник и дрессировщик Гаэтано Чинизелли, глава большой цирковой семьи, составивший себе громкое имя в Европе.
Здание нового цирка было признано одним из красивейших в Европе. Здесь было использовано и принципиально новое решение конструкции купола – без единой внутренней опоры, ставшее впоследствии классическим для развития циркового строительства. Здание отличалось совершенством пропорций и затейливо декорированным фасадом – огромные арочные окна со скульптурами муз, фронтоны с конскими головами, карниз с великолепной аллегорической скульптурной группой театральных масок. Интерьер выглядел не менее богато: позолота, хрустальные люстры, зеркала, бархат, великолепная роспись внутреннего холщового купольного плафона на цирковые темы.
Цирк Чинизелли вмещал 5000 зрителей, из них 1200 мест были сидячими. Зрительный зал был четко ранжирован: второй ярус с дешевыми местами и галерея, предназначенная для «стоячих» зрителей, имели отдельный вход с улицы, а внутри – перекрыты барьерами – таким образом, разные социальные группы зрителей не пересекались. Практически сразу после открытия цирк Чинизелли по престижу стал сопоставим с императорскими театрами, а посещение цирка сразу вошло в моду среди всех слоев населения Петербурга – от аристократии до самых демократичных кругов.
Гаэтано Чинизелли был чрезвычайно талантливым менеджером, тщательно формировавшим репертуар цирковых представлений и успешно выводившим свой цирк в число самых популярных зрелищных предприятий Санкт-Петербурга.
Так, в 1892 здесь впервые в России была показана водная феерия «Четыре стихии»: манеж был преображен в огромный бассейн, в котором плавали олени, лошади со всадниками и слоны, а вода била фонтанами в нескольких местах арены. Была серьезно продумана постоянная рекламная кампания – например, в цирковых программках печатались не только анонсы будущих премьер и гастролей, но и расписание вечерних пароходов, курсирующих от пристани у цирка до Калинкина моста. Помимо представлений в цирке устраивались разнообразные праздники: например, на ежегодные встречи собирались бывшие лицеисты. Для гвардейских офицеров субботняя поездка в цирк Чинизелли быстро стала традицией; большими поклонниками циркового искусства вообще и цирка Чинизелли в частности были Д. Григорович, А. Блок, Ф. Шаляпин и, конечно, А. Куприн, в творчестве которого цирковые мотивы звучат пронзительно и грустно. Чинизелли, а позже – его дети, возглавлявшие цирк, сумели превратить его в настоящий центр культурной жизни столицы.
С 1919 года здание цирка, перешедшего в ведение государства, претерпело множество переделок, которые привели к ряду архитектурных и эстетических утрат, а в результате капитальной реконструкции в 1959-1962 годах декор лицевого и боковых фасадов был уничтожен. Вполне вероятно, что Чинизелли теперь с трудом бы узнал свое детище.
Однако цирк на Фонтанке по-прежнему собирает в своих стенах зрителей самых разных возрастов и социальных слоев.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Подозреваемый в подрыве автомобиля в Москве задержан в турецком Бодруме
  2. На Кубани выявили продавцов фальшивых лекарств, из-за которых погибли дети
  3. Директор ФСБ Бортников: Подорвавший автомобиль на севере Москвы сбежал в Турцию
  4. России грозит дефицит больших арбузов
  5. Картаполов: закон не запрещает использование электронных гаджетов участникам СВО, а регулирует порядок их применения
  6. Владимир Путин провел совещание по вопросам развития новых регионов РФ
  7. Лукашенко: Ты господином меня не величай
  8. Госдума приняла в первом чтении законопроект о регулировании майнинговой деятельности
  9. В России не осталось семей, которым не хватает денег на еду
  10. Участковым больницам разрешат продавать лекарства в населенных пунктах, где нет аптек
  11. РАН будет проверять школьные учебники на научную обоснованность
  12. МО: Экипажи Су-34 нанесли удар по пункту временной дислокации ВСУ в зоне ответственности группировки войск «Запад»
  13. Госдума РФ приняла закон о единовременной выплате до 10 тысяч рублей из маткапитала
  14. Госдума приняла поправки о наказании за использование гаджетов в зоне СВО
  15. Песков: Слова Кулебы о переговорах идут в унисон с позицией РФ, но важны детали

Парламентское Собрание

Большая часть союзного бюджета уходит на социальные проекты

От Бреста до Владивостока у каждого должны быть равные возможности для развития, труда и творчества.

МНЕНИЯ

Горизонтальные связи

Татьяна Вахромеева

Россия укрепляет свои позиции на международной арене, пока некоторые кричат об ее псевдоизоляции.

Станция ярче Юпитера

Юлия Новицкая

На прошлой неделе над Москвой можно было наблюдать вечерние пролеты МКС - в южной стороне неба с запада на восток.

Никому не нужный Джо

Анатолий Заусайлов

В американской гонке за место в Белом доме, что ни неделя, то новый сюжет.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также