Ковровые дорожки нашего кино
Сочинцы привыкли, что лето для них начинается с «Кинотавра» – важнейшего киносмотра в России. Театральная площадь перед Зимним театром превращается в киноконцертную площадку под открытым небом. Как только стемнеет, здесь собираются сотни жителей и гостей города, в программе «Кино на площади» ежедневно два отечественных фильма.
На просмотры к Зимнему театру фестивальная публика, подобно звездам на открытии, идет по фестивальной дорожке, отдающей морской синевой. С ней прекрасно сочетаются стулья в «зрительном зале» – ярко-желтого, солнечного цвета. Таков цветовой код Сочи. Церемонию открытия фестиваля президент Александр Роднянский и председатель Попечительского совета Федор Бондарчук как всегда провели лаконично. В кратком, эмоциональном выступлении президент отметил все болевые точки существования российского кинематографа – от проблем с прокатом на фоне доминирующего американского кино до качества собственно самих авторских лент.
Федор Бондарчук отметил, что с каждым годом проводить фестиваль становится все труднее, и поблагодарил за поддержку администрацию Краснодарского края и губернатора Александра Ткачева, Министерство культуры РФ, Фонд кино, администрацию города Сочи и мэра Анатолия Пахомова. И зачитал поздравительную телеграмму Президента РФ Владимира Путина.
Оформление сцены на «Кинотавре» всегда кинематографично. На этот раз в качестве отправной точки избран киномир Андрея Тарковского. На движущейся, во весь «рост», кинопленке возникают портреты режиссера, кадры из фильмов, обложки его «Дневников» и звучат – в исполнении Андрея Панина, Константина Хабенского, Евгения Миронова, Сергея Пускепалиса – откровения мастера о красоте, о призвании художника, о смысле творчества, пересказы снов. Нужная атмосфера задана, и под весьма тревожную музыку на сцене появляются члены жюри основного конкурса под председательством народного артиста РФ Владимира Хотиненко. В этом году все они – режиссеры: Бакур Бакурадзе, Вера Глаголева, Александр Котт, Анна Меликян, Алексей Федорченко, Николай Хомерики. Оценок остается ждать сколь пристрастных, столь и объективных. Тем более что со всех сторон звучит, что конкурс сильный. Владимир Хотиненко, мастер непринужденных выступлений, всю тревожность атмосферы отметает и рассказывает, что он возглавляет жюри «Кинотавра» во второй раз. «Первый раз это было 15 лет назад, – говорит он, – а как будто вчера. И хотя фестиваль уже совсем другой, ощущение, что предстоит хождение по лезвию бритвы, осталось».
Почетный приз «Кинотавра» «За вклад в российский кинематограф и киноиндустрию» «режиссеру, который не дает нам забыть, что кино – это великая иллюзия», был вручен Карену Шахназарову. Имя гендиректора «Мосфильма» тонет в аплодисментах. «Очень тронут, – сказал Карен Георгиевич, – несомненно, что это один из главных дней моей жизни. Но это – и первый звонок. Правда, у меня есть люфт – одну-две картины я еще сделаю. Признаюсь, что в отношении кино я прошел эволюцию – вначале считал, что кино может изменить мир, потом понял, что оно вообще ничего не может изменить. Но, убежден, слово имеет власть над людьми, и порой эта власть настолько сильна, что особого значения ни прокат, ни издательства не имеют. Удивительно, но эти словечки действительно могут что-то изменить в человеке».
Зрителям показали дипломную работу Карена Шахназарова – короткометражный фильм по рассказу Василия Шукшина «Шире шаг, маэстро!». Шахназаров в шутку предупредил публику, что председатель ГЭКа Леонид Гайдай поставил ему за диплом «пятерку», «четверка» в те времена означала провал. Но зрителям и так было очевидно, что диплом хорош и потенциал у молодого режиссера немал. На фестивале покажут ретроспективу фильмов Карена Шахназарова.
Фильмом открытия стала картина Бориса Хлебникова «Пока ночь на разлучит». Любопытно, что снята она по материалам газеты «Большой город», а именно – по подслушанным разговорам клиентов самого пафосного московского ресторана «Пушкинъ». На порцию разговоров на кухне, где работают гастарбайтеры, у авторов фильма был спецзаказ к корреспондентам «БГ». Картина длительностью 65 минут напоминает зарисовку, в которой множество персонажей, и далеко не все истории имеют свое разрешение. Персонажи, как у Чехова, пьют, едят, а в это время разбиваются их судьбы, срываются сделки, раздражающие факторы переходят все мыслимые пределы. В результате агрессия, копившаяся во всех этих людях, а особенно в двух официантах, истории которых скрепляют сюжет, выплескивается во всеобщую драку, жертвой которой становится арфистка, работающая в заведении.
Фильм следующего дня – «Рассказы» Михаила Сегала – тему подхватил и расширил общение персонажей до границ рукописи молодого писателя, где также выплескивается немало подсознательного. Фильм получил высочайшую оценку критиков. Кроме конкурса на фестивале показывают программу российского «Короткого метра», а также немецкого «Новое поколение 2006», «Кино обетованное» под кураторством критика Сергея Лаврентьева.
Нина КАТАЕВА
Сочи – Москва