Где любовь, там победа
На фоне контрастов погоды в Каннах на протяжении десяти фестивальных дней программа основного конкурса оказалась достаточно ровной, не сбылось и фестивальное поверье – жди сенсаций в финале.
Основные претенденты на призы, представленные публике в первой половине киномарафона, эти призы и взяли. «Золотую пальмовую ветвь» жюри присудило австрийскому режиссеру Михаэлю Ханеке («Любовь», Франция), уже бравшему «ветвь» за «Белую ленту» (2009), приз за режиссуру («Скрытое», 2005) и Гран-при за «Пианистку» (2001). В центре фильма – повествование о том, что переживает человек, приближающийся к черте, отделяющей бытие от небытия, а главное – наблюдающий за тем, как уходит жизнь из любимого существа. На пресс-конференции лауреатов режиссер сказал: «Сюжет фильма основан на обещании, которое мы дали себе с моей женой: не бросать друг друга в такой ситуации. В современном мире мы наблюдаем такое повсюду, это распространенная проблема. Мне довелось пережить подобное, и это вдохновило меня на создание фильма». «Любовь» была фаворитом у критиков с самого начала и не уступила места в таблице рейтингов никому. Фильм медитативный, с медленно текущим действием, с немногословными поначалу диалогами героев. Цоканье по паркету коготков голубя – предвестника смерти, дважды залетавшего в квартиру стариков, – вот его музыка.
На вручение приза вместе с Ханеке вышли актеры – Эммануэль Рива и Жан-Луи Трентиньян, которым прочили «ветви» за лучшие роли, но по правилам Канн, главному фильму-лауреату никаких призов больше не положено. В фильме есть кадр, когда Джордж, обхватив ладонями лицо Анны, всматривается в него. Через его плечо всматриваемся и мы, и этот момент – яркое воплощение поэтической метафоры Уолта Уитмена – «Женщины сидят или ходят. Молодые и старые. Молодые красивы, но старые гораздо красивее».
Приз за лучшую мужскую роль, к всеобщему удовлетворению, получил датчанин Мэдс Миккельсен, лауреат Еврооскара за актерскую карьеру, который абсолютно «по Станиславскому» представил воспитателя детского сада Лукаса в фильме Томаса Винтерберга «Охота». Обаятельного Лукаса обожают дети и взрослые, но по недоразумению, из-за фантазий одной крохи, его начинают подозревать в педофилии, и в считаные дни он становится козлом отпущения. Фильм о том, что приходится пережить человеку в этой двусмысленной ситуации, а эти двойные «смыслы» по разным причинам происходят в людском сообществе ох как часто.
Полной неожиданностью для всех стало присуждение Гран-при фильму Маттео Гарроне «Реальность» – о том, как торговец рыбой Лучано настолько увлекается реалити-шоу Grande Fratello – аналогом американского «Большого брата», что начинает жить в воображаемом мире. Нет слов, тема актуальна – и у нас люди сходят с ума, когда рвутся во все эти зазеркалья, думая, что после участия в них изменится их жизнь. А на самом деле сколько трагедий и драм происходит на этой почве. Но, к сожалению, фильм почему-то проскочил мимо сознания зрителей и особо не запомнился, несмотря на яркую работу Аньело Арене (Лучано), которого не отпустили на фестиваль из тюрьмы, где он отбывает 20-летний срок за убийство. Приз Гарроне вручали под «буканье» и свист зала, и только ленивый не подумал о том, что председатель жюри Нанни Моретти «порадел» земляку. И такой же неожиданностью стало вручение важного приза за режиссуру мексиканцу Карлосу Рейгадасу за картину «После тьмы свет». Этот эксперимент режиссера, также обласканного Каннами и занявшегося режиссурой, между прочим, под влиянием фильмов Андрея Тарковского, смогли посмотреть до конца немногие критики. Возможно, они досмотрят его на фестивале «Зеркало», открывшемся на днях в Иванове. К слову сказать, все фильмы-призеры вскоре увидят российские зрители, вначале на Московском фестивале, а потом и в прокате.
Фильм Сергея Лозницы «В тумане» (приз ФИПРЕССИ) с натяжкой можно назвать российским – это копродукция пяти стран, первой среди которых значится Германия, потому что Сергей живет в Берлине и работает с немецким продюсером. Но фильм снят по повести Василя Быкова, на русском языке, с русскими актерами. И хотя Лозница называет себя «режиссером мира», он подчеркивает, что его фильмы принадлежат русской культуре. Кино многосложное, выверенное, с точными образами. Но холодное, душу не трогающее. Своего рода вариация на тему «Восхождения», снятого Ларисой Шепитько также по Василю Быкову. 1942 год, Белоруссия. Два партизана, Буров (Влад Абашин) и Войтик (Сергей Колесов), приезжают в деревню расправиться с Сущеней (Владимир Свирский), которого почему-то выпустили из немецкой комендатуры, повесив его сообщников по взрыву состава. Фильм, без музыки, построен на внутренних монологах героев. Использованы флэшбэки, из которых становится ясно, кто есть кто. Сущеня – тот самый праведник, который не может жить не по совести, Буров – сомневающийся, а Войтик – по сути, предатель. Они и погибнут все по-разному. Сущеня, загнанный людьми в ловушку, – немцы иезуитски подарили ему свободу за отказ сотрудничать, – оборвет свою жизнь выстрелом, когда в финале густой туман заполнит экран. И еще один приз увезли из Канн в Россию. Студентка ВГИКа Таисия Игуменцева, ученица Алексея Учителя, получила за короткометражку «Дорога на» первый приз конкурса дебютов «Синефондасьон», который судил Жан-Пьер Дарденн.
В этом году весьма насыщенной была жизнь Российского павильона – дистрибьюторам и фестивальным отборщикам были представлены 10 новых российских фильмов, а также проекты, готовые для копродукции, состоялась презентация альманаха российских дебютов, среди которых был фильм Таисии Игуменцевой. Режиссером Александром Шеиным и продюсерами, одна из которых Чулпан Хаматова, был представлен проект «Маяковский», а режиссером и продюсером Ренатой Литвиновой – фильм «Последняя сказка Риты». На кинорынке работал стенд Роскино.
Нина КАТАЕВА,
наш спецкор
Канны, Франция – Москва