Уроки доброты Юрия Куклачева
19-20 мая в Минске с аншлагом прошли гастроли Театра кошек народного артиста России Юрия Куклачева. А незадолго до этого состоялся мастер-класс для студентов Белорусского государственного университета культуры и искусств.
Встреча прошла в рамках посещения белорусского вуза делегацией Московского государственного университета культуры, почетным профессором которого он является. Причем преподает удивительную дисциплину – «Экология души»! Профессор Куклачев написал более десяти учебников общим тиражом свыше миллиона экземпляров, в которых артист через призму личного опыта рассказывает о любви, дружбе, цели жизни и других важных для каждого человека понятиях.
После обсуждения пути межвузовского сотрудничества, а также совместных научных и творческих мероприятий народный артист России пообщался с белорусскими студентами, рассказав им ряд увлекательных и любопытных историй из своей жизни.
О КОШКАХ
– Меня часто называют дрессировщиком кошек. Но я не дрессировщик, а скорее педагог. 45 лет я работаю с кошками и 45 лет убеждаюсь, что кошку дрессировать невозможно, она не подчиняется никому. За всю историю цирка с кошками никто не выступал. У меня получилось.
С чего все началось? Я нашел в кустах котенка. Он был весь такой мокрый, грязный, глаза воспаленные, покрытые гноем. Он ничего не видел, но когда услышал мои шаги, так жалобно закричал, что я не смог пройти мимо. Принес домой, «постирал» в рукомойнике, промыл глаза чаем и увидел в них такое огромное зеленое море печали, посмотрев в которое, утонул. Я подарил своему пушистому другу все свое сердце, а он ответил мне взаимностью. Я понял, как важно в жизни не только любить, но и быть любимым. У меня появилась маленькая кошка, которую я стал воспитывать, а она стала воспитывать меня. Вскоре возникла идея циркового номера с домашней любимицей, а потом и Театра кошек, в котором сегодня задействовано 120 кошек. И у каждой свое имя, свой характер… У меня были Стрелка со стрелочкой на лбу, Редиска – играла с редиской, как с мышкой, Паштет, который обожал паштет, Ромашка… Она вообще все ела, даже ананас!
О ПОПУЛЯРНОСТИ
– Мы с кошками поездили по всему миру. Нас считали русским чудом – до России нигде не появились номера с кошками. Но это потом. А поначалу наши номера с кошками не замечали, приходилось работать в небольших городах. Однажды, помню, работал тогда в Новгороде, раздался звонок: срочно явиться в Москву. Леонид Ильич Брежнев собирался посмотреть новый Цирк на проспекте Вернадского, а клоуна в программе не было. Попов и Никулин – за границей, Карандаш – запил… Решили провести конкурс среди молодых. Ночью меня с кошками привезли в Москву. Собралось человек 15 выступающих. «Можно, я первый? – спрашиваю. – У меня кошки, их кормить надо». Включили музыку, и я поехал. Сбежался весь цирк – никто не думал, что с кошками можно выступать. Первый номер показал, второй, третий… Такие аплодисменты. «Все, он выступает, остальные по домам», – объявил министр культуры. На следующий день в цирк приехал Брежнев, я отработал номер, все прошло хорошо, и вдруг ко мне подходят: «Юрий Дмитриевич, пройдите в ложу». Сидит Леонид Ильич, довольный такой: «Это надо же! Это только у нас в стране такое может быть. Налейте ему!» Я работал в том цирке целый год, а все потому, что каждую неделю посмотреть на кошек приходил Леонид Ильич, приводя с собой высокопоставленных гостей.
И потом все как-то само собой складывалось. В 76-м году к себе в страну меня пригласил канадский импресарио. Это, конечно, была сенсация. На премьеру пришел премьер-министр Канады Пьер Трюдо. А у него трагедия: жена бросила, оставив его с двумя детьми на руках, и уехала в Париж сниматься в кино. Вот он с горя и пришел в цирк. И мой номер с кошками ему так понравился, что он назавтра пригласил меня к себе на обед. Я взял кошечек и поехал. Его дети так меня полюбили (я хоть и знал плохо английский, но играл с ними, учил пантомиме), что мне пришлось остаться еще на три дня. Там, в Канаде, мне вручили золотую корону клоуна, а в дипломе было написано – «За гуманное отношение к животным и пропаганду гуманизма». Настолько дорогими были для меня эти слова, что они стали основой моего творчества. Для меня важно не просто рассмешить человека, а помочь ему улыбнуться. Если человек, придя в цирк, улыбнулся и сохранил эту улыбку, покинув его стены, – цель моей жизни достигнута.
Потом меня уже просто передавали из Канады в Америку, из Америки – в Японию… Но у меня никогда не возникало желания где-то остаться. Где родился, там и пригодился.
О ПЕДАГОГИКЕ
– Как я стал писать? В 90-е годы, когда в страну хлынуло море грязи и нечисти, стали процветать бандитизм, проституция, наркомания, мы с супругой поехали в Иерусалим, к Священному огню. До поездки на душе было очень тяжело, так я сильно переживал за друга, сын которого умер от передозировки наркотиков. Но вдруг во время обряда обмывания мне стало так легко, что я спросил Господа: что я могу сделать, чтобы сделать мир лучше и чище? «Пиши, – услышал голос. – Пиши, почему ты сам не стал пьяницей и наркоманом». И я стал писать книги – о любви, дружбе, жизни... Через них учу детей разговаривать со своим сердечком, даю им советы, как найти в жизни правильную цель, как преодолеть обиду, страх. И оказалось, что эти книги стали самыми читаемыми в Москве и Московской области. Я очень рад, что и в белорусских школах тоже есть эти книги.
Но я хочу, чтобы дети не просто их читали – чтобы они изменились, стали по-другому относиться к жизни. Два месяца психологи, которых я обучил работе с моими книгами, регулярно занимались с детьми в одной из школ в Мытищах. Работали с каждым ребенком по отдельности, объясняя, зачем они учатся, как вести себя в коллективе, что такое дружба и так далее. За это время мы буквально преобразили школу! Дети изменились, их успеваемость поднялась, они стали добрее…
А однажды довелось работать в колонии для малолетних преступников. Я познакомился с Гришей, который в свои 12 лет угнал 36 автомобилей «Волга»! Мальчик замкнутый, агрессивный, плохо шел на контакт. «Гриша, – говорю, – у тебя же золотые руки – угнать-то 36 машин! А давай попробуй жонглировать». Поначалу Гриша отнекивался, но все же попробовал – и получилось. Сейчас работает в цирке жонглером. Я объяснил ему, что руками можно зарабатывать, не воруя. А сколько еще таких случаев было. Я верю, что благодаря «Урокам доброты» мы можем вырастить новое поколение! Денег мне за эти уроки никто не платит. Мне заплатит кто-то другой, тот, кто выше. Ведь всем, что я получил в своей жизни, я обязан Ему.
Людмила МИНКЕВИЧ