Путевка в кино
Это самый большой смотр короткометражных фильмов, сделанных как студентами национальных киношкол, так и любителями. Ежегодно в стенах Московского Дома кино наиболее талантливые молодые режиссеры, сценаристы и операторы получают свою путевку в мир профессионального кинематографа. Неизменный символ фестиваля, который взирает на зрителей с афиш, – образ святой Анны с младенцем и Мадонной с эскиза картины Леонардо да Винчи – как нельзя лучше отражает основную идею – преемственность поколений и наследование творческого опыта от старшего мастера к младшему, будущему творцу.
В этом году в фестивале приняло участие 34 киношколы, вниманию зрителей и жюри было представлено 409 конкурсных фильмов.
Профессиональное жюри возглавил режиссер Павел Лунгин. Также в судейскую коллегию вошли кинооператор Вадим Юсов, сценарист Юрий Коротков, режиссеры Роман Каримов и Андрей Грязев, директор «Союзмультфильма» Николай Маковский, продюсер Роман Борисевич, кинокритик Екатерина Мцитуридзе и актриса Мария Миронова.
Традиционными для «Святой Анны» стали мастер-классы мэтров отечественного кинематографа. Свои уроки начинающим кинематографистам преподали: Чулпан Хаматова, Борис Хлебников, Ренат Давлетьяров, Сергей Сельянов, Андрей Звягинцев. В этом году в очередной раз с учащимися и выпускниками творческих вузов, участниками и гостями фестиваля встретился председатель Союза кинематографистов России, народный артист России Никита Михалков. Мастер-класс прошел в формате «вопрос – ответ», тема – «ЖЖ. Живой журнал».
В рамках фестиваля также прошли образовательные программы известных киношкол: Wordshop BBDO, Moscow Film school, New York Film Academy, CINEMOTION lab.
Чем интересны киноработы молодых авторов, в особенности для опытных кинематографистов? В первую очередь – это картина, увиденная «незамыленным глазом». Порой это уже знакомая, обыденная ситуация, которая повторяется в самые разные эпохи, или вечные русские вопросы, но все это показано свежим взглядом, под новым интересным углом. «Святая Анна» проходит уже в 19-й раз, и уже можно говорить об определенных тенденциях и делать вывод о том, какие силы идут в отечественный кинематограф. Пожалуй, наиболее точные эпитеты прозвучали в словах критика Екатерины Мцитуридзе, отметившей, что в кино приходит новое поколение – «более смелое и более раскрепощенное». И лучшее доказательство этого – картина Антона Бильжо (сына известного художника) «Сказание о нас с Евгенией», признанная на фестивале «Лучшим игровым фильмом». Немая черно-белая картина повествует о женщине-охотнице, подстрелившей летевшего по небу в косяке мужчину, выходившей его и в итоге родившей от него «яйцо». Но «вольная птица» мужского пола мучается, рвется на волю и в конце концов покидает неволившую его охотницу, и та в ярости и с особой жестокостью убивает свое «яйцо». Тяжелая и шокирующая правда жизни. Как говорит автор, это драма о вечном, о проблеме любви и свободы.
– Это очень смелый фильм. В нем есть то, чего не хватает остальным лентам, – дерзость, оригинальность. Надеюсь, в следующих фестивалях мы увидим больше таких неожиданных работ, – подчеркнул председатель жюри, режиссер Павел Лунгин.
Но все же, как показывает наша история, дерзость и раскрепощенность не всегда приводят к положительным результатам – так недолго и сбросить «Пушкина с корабля истории». Очевидно, что глубинные проблемы нашего не совсем здорового общества чрезвычайно волнуют молодых режиссеров. Но хочется надеяться на то, что молодые авторы смогут выработать и важное для творца чувство меры и внутренней самоцензуры, что в итоге не даст броситься с головой в омут, очернить вековые нравственные ценности и завалить зрителя шокирующими откровенностями из жизни современного общества и прочим «грязным бельем». Есть вещи, о которых знает каждый, но которые все-таки должны оставаться за пределами сферы деятельности настоящего, чистого искусства.
Второе место в этой номинации досталось картине Максима Зыкова «Связь вещей», третье – «Шиповнику» Нигины Сайфуллаевой. «Лучшим документальным фильмом» жюри назвало фильм «Не с нами» Светланы Сигалаевой. Второго приза была удостоена картина «Жить легко» Натальи Виноградовой, а третьего – «Лиман» Александры Ивановой. Члены жюри отметили, что среди документалистов женщины начинают выходить на лидирующие позиции. Среди анимационных работ лучшей стала лента Сони Кендель «Пишто уезжает». Лучшими операторами стали Анастасия Суворова и Максим Молчанов – за работу над фильмом «Забери меня отсюда».
Кроме того, председатель попечительского совета фестиваля, председатель Союза кинематографистов РФ Никита Михалков вручил специальный приз в размере 100 тысяч рублей режиссеру Анару Аббасову за фильм «Гурбан».
А специальным призом от Фонда кино была отмечена лента Жоры Крыжовникова «Проклятие».
Помимо фильмов-конкурсантов зрители также смогли увидеть работы знаменитых режиссеров – картины «Дирижер» Павла Лунгина и «Шпион» Алексея Андрианова. Также в категории «Дебюты» были показаны полнометражные игровые фильмы «Камень» Вячеслава Каминского, «Рейдер» Всеволода Аравина, «Бездельники» Андрея Зайцева, «Самоубийцы» Егора Баранова, «Атомный Иван» Василия Бархатова.
Татьяна КУТАРЕНКОВА