САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Кому улыбнется Фортуна?

Знаменитые песни, дошедшие до нас из глубины веков благодаря немецкому композитору Карлу Орфу, прозвучали в Доме музыки. Главный оркестр Москвы сумел погрузить зрителей в атмосферу средневековой мистерии, заставляющей задуматься о вечных вопросах Бытия.

Знаменитые песни, дошедшие до нас из глубины веков благодаря немецкому композитору Карлу Орфу, прозвучали в Доме музыки. Главный оркестр Москвы сумел погрузить зрителей в атмосферу средневековой мистерии, заставляющей задуматься о вечных вопросах Бытия.

Более 5 веков бенедиктинский монастырь Бойерн в Баварии скрывал в своих стенах уникальный образец средневековой поэзии. Это были произведения, написанные на латыни и средневерхненемецком языке еще в XIII веке. О том, что актуально и по сей день – о вине и женщинах, вкусной еде и азартных играх. О том, как засыпает природа с приходом зимы и снова оживает с первыми весенними лучами. О том, как быстротечна жизнь и как переменчиво настроение Фортуны.  
В XIX веке манускрипт был обнаружен, переведен на английский язык и опубликован. А в 1930-е годы ХХ века в нацистской Германии, где интерес к средневековой культуре был особенным, Карл Орф вдохновился на создание музыкального произведения на основе этих стихов. Он окрестил его «Кармина Бурана». Полное название звучало так: «Песни Бойерна: Мирские песни для исполнения певцами и хорами, совместно с инструментами и магическими изображениями».  Заглавное произведение «O Fortuna» знакомо многим – его мистический характер не раз вдохновлял кинорежиссеров и музыкантов, оно использовалось во многих современных проектах. «О Фортуна» звучала в картине Милоша Формана «Амадей».
В репертуар «Русской филармонии», которая существует с 2000 года, «Фортуна» вписалась органично. За 12 лет оркестр успел покорить зрителей умением вдохнуть новую жизнь в классику, сохранив при этом ее первозданный смысл. Работать с использованием новейших светопроекционных технологий «Русской филармонии» не в новинку – достаточно вспомнить светомузыкальное представление для детей «Сказка в русской музыке» и концертное исполнение оперы Верди «Аида», когда пространство зрительного зала на глазах трансформировалось во дворцы древнеегипетских фараонов.
Столь же профессионально оркестр подошел к исполнению «Кармины Бураны».  Сочетая звуковые и визуальные образы, «Русская филармония» смогла представить творение Орфа таким, каким видел его сам композитор, – как сценическое действо с декорациями. Благодаря современным технологиям «360 Project» и мастерской работе директора оркестра Гаянэ Шиладжян образы стали динамичными, о чем, пожалуй, Орф и не мечтал.
Каждая часть кантаты – это новая история и новые образы. Гремят литавры и барабаны, взмывают к высоким сводам зала звуки виолончелей, альтов и скрипок, а мощный хор, словно голоса предков, взывает к Ее Величеству Фортуне. А вокруг носятся мистические образы, созданные воображением Босха и  Дюрера. И крутится колесо Фортуны, поднимая одних к вершинам, а других – низвергая в пропасть. Затем, вслед за музыкой, зритель уносится на волшебную поляну, где беззаботные юноши и девушки пьяны от вина и любви. Мир чувственной красоты человеческого тела необычайно ярко передают картины Боттичелли и Микеланджело. А музыка и живопись, продолжая тему плотских утех, переносят нас на ярмарку, где прилавки ломятся от снеди и напитков, и скачут неуклюжие человечки Брейгеля. И прямо оттуда – в развеселый кабак, где трещит на огне праздничный гусь и пиво льется рекой. «Пьет хозяйка, пьет хозяин, пьет солдат и пьет священник», – поет хор. Но ничто не вечно, и все радости рано или поздно заканчиваются. Чему-то время тлеть, чему-то цвести – колесо вращается, жизнь идет по кругу. И концерт завершает все та же «О Фортуна».
И хотя понимаешь, что многие образы, сопровождавшие музыкальное и хоровое исполнение, относятся к эпохе Возрождения, ощущение диссонанса не возникает. Очевидно, ваганты, создавшие эти стихи, подобно своим соратникам из других эпох, опережали время и жили предчувствием новых идеалов. Пытаясь высвободиться от вериг средневековой морали, они словно рвались на запах грядущего Ренессанса, и это настроение очень точно передается исполнителями кантаты. Блестящее исполнение. Настоящий триумф.

Татьяна КУТАРЕНКОВА

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Песков прокомментировал слова Зеленского о возможности диалога с Россией
  2. Елена Афанасьева: За что мы платим миллионы «поющим трусам»?
  3. Песков: В Кремле не были удивлены решением Байдена выйти из предвыборной гонки
  4. В Донецке при обстреле ВСУ погибла женщина
  5. Владимир Путин встретился с гендиректором «РусГидро» Виктором Хмариным
  6. Вячеслав Володин прибыл с визитом в Алжир
  7. Песков: отказ в аккредитации российских журналистов на Олимпиаде неприемлем
  8. В Каспийском море прошли совместные учения ВМФ России и ВМС Ирана
  9. Блогеров, которые продают курсы и тренинги, обяжут получать лицензию на образовательную деятельность
  10. В Дагестане на квесте из-за пожара погибли две девушки
  11. Лукашенко: Россия и Китай - наши традиционные партнеры, наш «якорь»
  12. Артиллеристы нанесли удар по резервам ВСУ в Харьковской области
  13. Вячеслав Володин: Отношения между Россией и Кубой носят беспрецедентный характер
  14. Лукашенко: Этот важный орган государственного управления создавался в непростом 1994 году как политический штаб
  15. ФСБ пресекла канал поставки в РФ из Европы взрывчатки для совершения терактов

Парламентское Собрание

После Никарагуа Вячеслав Володин отправился на Кубу

Для России эта страна всегда рядом, а далеко отправим тех, кто пытается нас уничтожить, вводя бесконечные санкции.

МНЕНИЯ

Байден переходит в режим «хромой утки»

Леонид Слуцкий

Еще в субботу хозяин Овального кабинета не собирался выходить из президентской гонки.

Месье Шариковы с дуба рухнули

Олег Зинченко

Скоро Франция как шелудивый пёс начнёт охотиться за собственным хвостом.

Во Львове убита главная укронацистка

Михаил Васильев

Фарион поплатилась за свою зоологическую ненависть ко всему русскому

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также