Когда вдохновение не иссякает
Народному художнику Беларуси, лауреату Госпремий и Международной премии мира им. Дж. Неру, академику Российской академии художеств и Национальной академии наук Беларуси Георгию Поплавскому присуждена премия Союзного государства.
Народный писатель Беларуси Василь Быков, называя Поплавского «художником неиссякаемого вдохновения», писал: «Талант, который нечасто встречается даже на нашей, никогда не бедной талантами русской земле». Потому, наверное, неслучайно решение о присуждении премии Союзного государства, которой награждаются деятели искусства Беларуси и России, впервые было принято членами жюри единогласно.
– Чем для вас, человека, умудренного жизнью, стала премия Союзного государства?
– Это высокое признание меня искренне порадовало. Оно еще раз подтверждает, что жизнь человека, несмотря на все, порой кардинальные изменения – политические, социально-экономические, идеологические, идет своим чередом. И ничего в ней нельзя исключать – ни хорошее, ни плохое.
Счастлив, что премия присуждена мне не только за современные работы, но и за произведения советского периода. Здесь и серия офортов, и графические циклы, такие как «Время длинных ножей», «Северный морской путь», «Родина космонавтов», «Высокое небо», «История и современность». Мои работы о Браславщине, о Великой Отечественной войне, которую подростком пережил в Бобруйске, книги наших литераторов, которые мне довелось оформлять, в том числе Быкова и Адамовича, не говоря уже о произведениях Купалы и Колоса. В 1968 году поэма Якуба Коласа «Новая земля» в моем оформлении на международном конкурсе в Лейпциге была признана «Красивейшей книгой мира».
Мне всегда было все интересно за пределами родной республики. Еще в советское время мне посчастливилось объездить едва ли не всю планету – США, Индию, Китай, арабские страны. Полгода плавал на рыболовецких сейнерах в бурной Атлантике, вдоль берегов Сахалина и Курильской гряды. Дважды ходил по Северному морскому пути. Я ехал на Енисей, Ангару, далекие Командорские острова не в поисках экзотики, не за пресловутым «туманом и запахом тайги», а потому, что там строились невиданные в мире ГЭС, трудились действительно мужественные, красивые люди. Работая вместе с ними, и сам становишься более сильным, ответственным. Многое из того, что видел и пережил в тех далеких странствиях, я стремился отобразить в своих картинах, путевых зарисовках. Знал, это будет с интересом встречено не только посетителями выставки, но и коллегами.
– Сегодня художники жалуются, что выставки проходят при пустых залах. Как вы думаете, в чем здесь причина? Произошла девальвация творчества или изменились интересы зрителей?
– Раньше открытие выставок было событием не только в жизни художников, но и города, страны. Хотя зачастую выставки были тематическими, приуроченными к официальным событиям. О персональной выставке даже мастер мог только мечтать. Теперь разного рода галереи, офисы, музеи, даже Национальный художественный музей не успевают менять экспозиции. Но, увы, количество не перерастает в качество. Одни демонстрируют приоритет формы над содержанием, другие активно используют технические средства, те же компьютеры, фотографию, а то и откровенно заимствуют чужие достижения.
Людям же интересно увидеть и понять, что ты за человек, что хотел сказать своей работой, что чувствуешь, как понимаешь эту непростую жизнь. А если этого нет, стоит ли тратить время?
Упал интерес к выставкам не только у зрителей, но и у художников. Если раньше к отбору работ для экспозиции мы подходили более чем ответственно, и отнюдь не потому, что боялись пресловутых директивных органов, просто стыдно было схалтурить перед коллегами, зрителями, критиками. Теперь на выставки несут все, что под руку подвернется. И конечно, с убеждением, что все вышедшее из-под кисти – «гениально». Потому и открытий на выставках, как правило, нет. И проходят они по одному сценарию: фуршет на открытии, что собирает самих участников выставки и их друзей; потом 10-20 дней «висения», при 2-3 случайных зрителях; прощальный фуршет с дружеским похлопыванием по плечу. Кого обманываем? Прежде всего себя.
– Чем для вас был примечателен прошлый год, и какие у вас планы на нынешний?
– В прошлом году две мои персональные выставки прошли в Санкт-Петербурге и Москве. Еще одна – в Витебске, во время «Славянского базара». В ноябре вместе с российскими художниками я участвовал в экспедиции, объехали около десятка филиппинских островов. Тогда же в Маниле прошла наша общая выставка.
Что касается планов, в апреле состоится персональная выставка в Москве, на Шаболовке, затем в Солигорске, в знаменитой галерее Прянишникова. В июле, в День моего родного города Бобруйска, предполагается открытие там музея моего имени. А в августе пригласили к себе в качестве почетного гостя французы на праздник города Руана. К нему приурочена также моя персональная выставка. Ну а пока вновь с группой российских художников собираюсь поехать в творческую поездку в Малайзию. В моем возрасте, а недавно мне исполнился 81 год, трудно о чем бы то ни было говорить наверняка. Но хочется жить, творить и не только самому радоваться этому свету, но и радовать людей.
Беседу вел
Евгений РОСТИКОВ