«Жить» – в Роттердаме
Ориентирован он на фильмы режиссеров, работающих в авторском независимом кино. Россия была представлена картинами «Сердца бумеранг» Николая Хомерики, «Шапито-шоу» Сергея Лобана, «Охотник» Бакура Бакурадзе и «Портрет в сумерках» Ангелины Никоновой.
За несколько дней до закрытия фестиваля «Шапито-шоу» занял 4-ю позицию в зрительском рейтинге, но уже на следующий день отступил на 8-е место. В любом случае это отличный результат, ведь в числе конкурентов – несколько сотен картин. Фильм Василия Сигарева «Жить» участвовал в главном конкурсе, куда входило 15 картин из Бразилии, Мьянмы, Польши, Южной Кореи, Турции и других стран. Победили действительно самые яркие фильмы: «Клип» Майи Милош из Сербии, «Яйцо и камень» Хуань Джи из Китая и «С четверга по воскресенье» Доминги Сотомайор совместного производства Чили и Нидерландов. В качестве награды им выдали не только статуэтку «Тигра», но и по 15 тысяч евро. Многие молодые режиссеры снимают кино на собственные деньги, а ради дешевизны привлекают к работе членов семей и друзей.
Фильм 34-летнего театрального драматурга из Екатеринбурга Василия Сигарева, который в 2008 году дебютировал картиной «Волчок», хоть и не получил наград, имел успех у отборщиков международных фестивалей. «Жить» снимали в городе Суворове Тульской области. Сценарий Василий написал сам, а в одной из главных ролей снялась его жена Яна Троянова. Нынешний роттердамский конкурс, как и другие программы, состоял главным образом из азиатских и латиноамериканских картин. Было несколько ярких в стилевом отношении фильмов, но художественность картинки не отменяет хоть сколько-нибудь самобытного содержания, которого нет. Наибольший интерес вызвали фильмы из Восточной Европы – безысходные, радикальные, о скудной жизни в захолустье. «Клип» Майи Милош напоминает фильмы Валерии Гай Германики «Школа» и «Девочки», но сделан гораздо откровеннее и смелее. Парни и девчонки собираются в стаи, ни в чем себе не отказывают, вплоть до наркотиков и жесткого секса. Но есть нечто в «Клипе», чего нет у Гай Германики, – это отчаяние и боль. Молодым всегда тяжело, чувства обострены, все на грани.
На этот раз организаторы фестиваля придумали много интерактива. Функционировала домашняя кинофабрика, руководил которой кумир продвинутой молодежи – кинорежиссер и клипмейкер Мишель Гондри. А в другой фестивальной точке можно было за 11 евро поучаствовать в создании музыкального хита. В стоимость билета входила аренда плейера и наушников. Остальное зависело от способностей.
Для истинных гурманов нашлись экзотические зрелища, вроде ретроспективы бразильского трэша 60-х «Пасть мусора». Собрали в отдельную программу фильмы разных лет, снятые в Сирии и Египте. Но и менее необычные походы в кино обещали самые невероятные эстетические последствия. Неожиданность толкований и героев отличает молодое кино, даже если оно несовершенно и пытается открыть давно исчерпанное другими.
Украинская картина «Гамер» Олега Синцова снималась в Евпатории, с непрофессиональными актерами. Главный герой, который все свое время проводит в компьютерном клубе, бог игры. Он завоевывает награды на отечественных соревнованиях и даже в Америке становится вторым. А потом резко теряет интерес к своему увлечению, в одночасье взрослеет. В Роттердаме периодически появляются украинские картины, которые бесследно растворяются на кинематографических просторах. Постсоветское пространство представляла и швейцарско-азербайджанская картина «Он был гигант с карими глазами». На кинорынке копродукции, в котором участвовали 38 проектов из разных стран, свой совместный с Германией и Францией будущий фильм представлял киргизский режиссер Актан Арым Кубат. Наш Алексей Попогребский приехал туда с проектом картины «Пропавшие комнаты». Фильм будет снят в формате 3D, на английском языке и международной командой.
Светлана ХОХРЯКОВА
Фото автора
Роттердам