Лучший в Европе Человек-оркестр
Музыкант с уникальным слухом и потрясающе работоспособный человек – таким народного артиста Беларуси Михаила Финберга знают на всем постсоветском пространстве. Свое 65-летие и 25-летие руководимого им Национального концертного оркестра Беларуси, имеющего звание «заслуженного коллектива», его бессменный дирижер и директор, профессор Белорусской академии музыки, лауреат Госпремии Беларуси и премии Союзного государства, обладатель ордена Франциска Скорины Михаил Финберг отметил одновременно.
«Я родился в абсолютно не музыкальной семье – моя мама была прачкой, стирала белье в Мозырской воинской части», – так Михаил Яковлевич Финберг вспоминает свое послевоенное детство в чудном белорусском городке Мозырь, сегодня известном далеко за пределами страны благодаря нефтеперерабатывающему заводу.
Над колыбелью мальчика Миши добрая Фея помахала музыкальной палочкой. В пять лет пацана вдруг потянуло к музыке. Начинал со скрипки, а потом в духовом оркестре при Мозырском Дворце пионеров переиграл на всех инструментах.
Но в Минское музыкальное училище Финберг попасть не смог, и мальчишку забрал к себе воспитанником начальник Курского военного оркестра, уроженец этого города Алексей Каплан. На пацана надели военную форму. И все остальное было по-взрослому: строевая подготовка, нотная грамота. В военном оркестре Миша остановился на тромбоне. Поступил в Курское музыкальное училище, где был замечательный педагог, пианист, выпускник Института имени Гнесиных Константин Титор, которому нынешний маэстро многим обязан.
Тоска по Беларуси привела Финберга через несколько лет в оркестр Белорусского военного округа и в Минское музыкальное училище. И вновь повезло на учителя. Михаил Яковлевич никогда не скрывал, что делать судьбу ему помогали замечательные люди и музыканты. Поэтому он сам так внимателен к молодым. Учась в училище, Миша стал лауреатом первого белорусского конкурса молодых музыкантов, поступил в Белгосконсерваторию. Окончил ее экстерном – по классу тромбона, был круглым отличником. Будучи студентом второго курса, начал играть в оркестре Белорусского радио под руководством Бориса Райского. Окончил аспирантуру по специальности «дирижер». И началась для него большая жизнь в оркестре.
«Мне все время хотелось быть ближе к оркестру, тянуло к дирижерскому делу, – вспоминает Михаил Яковлевич. – Но даже мечтать об этом боялся. Это сейчас – иди и работай! Тогда в дирижеры попасть было непросто». Впервые встал за дирижерский пульт в Белорусском госцирке. Там он стал главным дирижером и проработал почти два десятка лет. И создал оркестр. Попасть на его концерты считалось удачей. Мы, студенты журфака, завороженно, стоя слушали композиции из произведений Глебова и – джаз. Да, именно джаз возродился в Беларуси с легкой руки Финберга. Именно его оркестр, сначала цирковой, а потом и Национальный концертный, стал продолжателем дела великого джазмена Эдди Рознера. Теперь джазовые музыканты во всем мире знают про февральский джаз в Минске. Именно в этом зимнем месяце уже много лет в столице Беларуси проходит джазовый фестиваль, организатор и вдохновитель которого – маэстро Финберг со своим биг-бэндом.
А тогда молодой дирижер, которому было едва за 20, собрал лучших музыкантов чуть ли не со всего Союза. Многим было за 50, кто-то прошел войну, иные работали в свое время в коллективах Шанхая. Финберг учился у них и старался им помогать – выбивал жилье, устраивал в школы и садики детей. Но главное, чему научили его музыканты, – для молодежи надо создавать такие условия, чтобы она могла раскрыть свой талант.
Для оркестра цирка стали писать известные композиторы, прежде всего народные артисты СССР Евгений Глебов, Игорь Лученок. Оркестр работал с выдающимися мастерами советского цирка – Юрием Никулиным, Олегом Поповым, Игорем Кио, Мстиславом Запашным, знаменитым Карандашом. Финберг сам делал для них аранжировки. Работа в минском цирке не ограничивалась игрой во время спектаклей. Готовилось много концертных программ, звучавших и перед началом спектаклей. Было записано 5 больших пластинок на фирме «Мелодия». Одним словом, когда руководство республики дозрело до создания собственного большого оркестра, его основа уже была в цирке.
Но тем временем над Финбергом сгущались тучи. Вот что он вспоминает: «Так получилось, что я много ездил за рубеж. Однажды отправился в Японию на 3 месяца. Меня провожал весь оркестр, был большой банкет. Но когда уехал, на меня было написано 17 анонимок. И началась большая проверка моей жизни. Кажется, не было такой организации, которую не интересовала бы моя персона. Но в один из дней в отделе культуры ЦК КПБ мне сказали, что я – «человек честный», и предложили создать оркестр. И в день моего рождения, 21 февраля 1987 года, я был назначен художественным руководителем и главным дирижером нового оркестра. Тогда он назывался Концертный оркестр Беларуси».
Он встает раньше рабочих первой заводской смены. И в районе улицы Захарова, где живет, в такую рань его можно встретить гуляющим в любую погоду. Смею думать, что именно в эти предрассветные часы родились идеи лучших музыкальных и песенных программ оркестра. Утро в офисе: чтение деловых бумаг, короткие совещания, распоряжения и разносы нерадивым сотрудникам. Ведь Михаил Финберг – директор, художественный руководитель и дирижер оркестра в одном лице. А сегодня оркестр – это настоящая филармония. Со множеством коллективов, с напряженным гастрольным графиком – государственному коллективу надо зарабатывать деньги. С десяти утра – репетиции в большом зале. Маэстро строг, ворчит, иногда даже поругивает музыкантов, но те не обижаются: тяжело в учении, зато как чисто звучит оркестр в концерте! Перерывы коротки, отрабатывается каждая нота. После обеда снова офис – бумаги, звонки, прием посетителей. А ведь есть еще совещания в Минкультуры, заседания в различных жюри. Концерты, поездки на фестивали.
Сегодня имя Михаила Финберга и профессионалы, и любители произносят с уважением. А сочетание «оркестр Финберга» уже стало именем собственным. Что за этим стоит? Огромный труд всего коллектива, отвечает обычно маэстро. А я добавлю – труд команды, которую Михаил Яковлевич лепил, можно сказать, по человеку. Чиновничьих препон было немало, но сегодня, с высоты своих шестидесяти пяти, маэстро смотрит на это философски: Ее Величество Музыку никаким недоброжелателям отобрать у него не удалось. «Когда я начинал эту работу, не было ни одной авторской программы на стихи белорусских поэтов. Сегодня их более трех десятков – Максим Богданович, Янка Купала, Якуб Колас, Аркадий Кулешов, Владимир Короткевич, Адам Мицкевич. Это антология белорусской эстрадной песни». Этот факт отметил в своем поздравлении Президент Беларуси Александр Лукашенко: «Мы высоко ценим вашу твердую гражданскую позицию, патриотизм и преданность Беларуси».
Впервые ярко удалось показать оркестр на открытии фестиваля польской песни в 1988 году. Потом он сопровождал первый юрмальский фестиваль, прошедший в Москве. Завязались крепкие связи с московскими артистами. Оркестр полюбили, он стал популярен как на «Славянском базаре» и «Золотом шлягере», так и в малых городах Беларуси, куда везет большую музыку оркестр Финберга. Сегодня в оркестре работает большое количество камерных коллективов, в составе которых музыканты с мировым именем, два десятка вокалистов, поющих только вживую, ибо оркестр Финберга славится еще и как «живой оркестр». В нем есть хоровая группа и балет, самая совершенная техническая группа. И все вместе – одна большая семья. Каждый год музыканты проходят прослушивания. Зарплата в оркестре – самая высокая в республике. Национальный концертный оркестр Беларуси зарабатывает концертной деятельностью больше, чем любой другой государственный музыкальный коллектив страны. И это притом, что все фестивали бесплатные и что благотворительных концертов на предприятиях, в хозяйствах и воинских частях за год бывает несколько десятков.
Кредо своего коллектива – пропаганда и популяризация белорусской национальной музыки и песни, богатейшего музыкального наследия наших предков – маэстро Финберг определил еще четверть века назад. И никогда оркестр не предавал его. Это кредо воплощается в многочисленных фестивалях камерной музыки в малых городах Беларуси – Заславле, Несвиже, Мстиславле, Турове, Мире. И таких фестивалей за прошедшие годы наберется больше сотни. Каждый возрождает музыкальную и духовную среду, из которой вышли многие известные в Европе и мире композиторы. Оркестр создает программы, посвященные музыке известных, но, увы, забытых белорусских композиторов, скажем, того же Глебова, Аладова или Чуркина.
Зная маэстро более двух десятков лет, я не раз задумывалась, в чем же его феномен. Конечно же, в его личности – человека очень талантливого и не умеющего почивать на лаврах. Фестивали, рожденные его талантом и фантазией, стали неотъемлемой частью процесса белорусского культурного возрождения. Сам профессор Финберг иногда говорит, что очень рисковал, придумывая фестивальное движение. И в самом деле: предлагать провинциальной публике сложную камерную музыку, которую и в столице не каждый может воспринять, было не то что рискованно – авантюрно. Но интуиция не подвела музыканта, как никогда не подводит его идеальный слух, – вот почему так слаженно всегда звучит оркестр в любом зале. Оказывается, на генном уровне сохранилась тяга к красоте, скажем, у тех же несвижан, предки которых служили при дворе Радзивиллов. Вот почему именно в древнем Несвиже, который называют маленьким Парижем, родился первый, а теперь уже известный в Европе фестиваль камерной музыки «Музы Несвижа». И именно под сводами дворца в новейшей истории Беларуси зазвучали камерные произведения композиторов и музыкантов, звучавшие во времена Радзивиллов – Циприяна Базилика, Вацлава из Шамотул, Ежи Бакаловича, Яна Голанда, Гайдна, Бетховена, Мендельсона, Шопена. В Несвиже, любит повторять Михаил Финберг, выросло уже поколение тех, кого родители приводили на первые концерты, и они ведут теперь своих детей. Фестивальное движение расширилось, и сейчас в Заславле слушают музыку белорусских усадеб – Ельского и Огинского, в Мир вернулся Монюшко, в Мстиславль – Чуркин, в Иваново – Наполеон Орда. Большинство фестивалей уже называются фестивалями искусств, объединяют музыку, живопись, литературу.
Музыку оркестра Финберга едут слушать в маленькие города страны не только поклонники, но и представители дипкорпуса, зарубежные продюсеры. Научный комментатор фестивалей доктор искусствоведения Ольга Дадиомова находит в архивах разных стран и приносит в оркестр Финберга партитуры произведений, которые считались утерянными для Беларуси. И нередко по одной нотной строчке аранжировщики оркестра возрождают музыку для любого из камерных коллективов – от флейтистов до трубачей.
И, наконец, все музыканты – лауреаты конкурсов. Виртуозы и неутомимые труженики. Ежедневные репетиции, десятки программ, они вечно в дороге на фестивали и концерты. Опора маэстро – руководители камерных коллективов, профессоры и заслуженные артисты. В команде Финберга и профессор Дадиомова, и местные власти, и руководительница художественной студии при Доме культуры Мозырского нефтеперерабатывающего завода Светлана Куприянова. Дети рисуют сюжеты на фестивальные темы. Местные власти, несмотря на финансовые катаклизмы, помогают выживать фестивалям. Специально к ним ученые готовят доклады.
Когда я спросила у Михаила Яковлевича, делит ли он для себя культурное пространство на белорусское и российское, он ответил: «Не делю. Для меня оно едино. Разве можно разделить музыку по странам? Мы с одинаковым пиететом относимся к хорошим произведениям как отечественных, так и российских композиторов, наш оркестр был первым исполнителем множества мелодий, про которые сейчас трудно сказать, чьи они. Может, поэтому и наградили меня премией Союзного государства. Конечно, я осознаю, что родился в Беларуси. Знаю каждую белорусскую интонацию, каждую песенку белорусскую. И это будет во мне всегда, пока бьется мое сердце.
С гордостью могу сказать, что в Москве были сделаны программы, посвященные закладке 33 звезд на аллее Звезд. Композиторам Максиму Дунаевскому, Александре Пахмутовой, Андрею Петрову, исполнителям, среди которых Алла Пугачева, Лариса Долина, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, молодым российским композиторам. В Москве провели конкурс «Ступень к Парнасу», записали на телевидении 678 программ «Угадай мелодию». А сколько новогодних огоньков записали на НТВ, на российском канале! Плюс авторские вечера таких выдающихся композиторов, как Андрей Петров, или фестиваль «Золотой шлягер». Все ведущие композиторы работали с оркестром. И этим можно гордиться».
30 апреля 2004 года взошла над Москвой и звезда Михаила Финберга. 33 российских артиста ходатайствовали перед московским правительством о том, чтобы на площади Звезд появилась именная звезда маэстро. «Для нас встречи с этим оркестром – всегда праздник, – говорит народная артистка СССР, композитор Александра Пахмутова. – В Беларуси или в России – это всегда событие». А «лучшим гранд-оркестром Европы» коллектив назвала Пугачева.
Главными друзьями Михаил Яковлевич считает своих музыкантов, а оркестр называет семьей. И уточняет, что дирижер должен быть человеком собранным, много работать над собой, постоянно повышать свое профессиональное мастерство. Этой профессии, говорит он, надо отдавать всю свою жизнь. Возраста маэстро не ощущает. Знаю, что отдыхать уезжает в свои любимые места в Беларуси, бродит между соснами и у воды, придумывая новые проекты…
«Чья неуемность не знает
семестров?
Финберга М.,
человека-оркестра».
Эта эпиграмма из книжицы критика Нелли Кривошеевой. Посвящая свое издание деятелям белорусской культуры, автор очень хотела, чтобы была в ней и страничка Михаила Финберга. Но как в нескольких строках дать точный образ этой необыкновенной личности? «Человек-оркестр» – предложила я ключевое слово.
Да, сейчас для нас оркестр Финберга звучит как имя собственное. И уже не удивляет, что по городам Беларуси ходят трамваи и троллейбусы с этим именем, что появилось оно на коробках конфет и рекламных роликах и что широкая улыбка маэстро, взмах его руки с дирижерской палочкой стали музыкальным брендом Беларуси.
Лидия ПЕРЕСЫПКИНА