Что помог осознать Шекспир
Недавно мне довелось услышать от одного писателя – «Не люблю счастливых людей. Человек должен страдать». Отличная формула для обрисовки состояния персонажей конкурсных фильмов нынешнего Берлинале. Героев 8 призовых картин носит в вихрях гражданских войн, бросает в глубины самопознания, в стремлении выжить и стать счастливыми они не задумываясь нарушают главные заповеди, их любовь яростна и негармонична. Вот и судите сами – счастливы ли они?
Когда в последние дни на конкурсном экране фестиваля показали драму «Просто ветер» венгерского режиссера Бенсе Флигауфа и «Ведьму войны» канадца Кима Нгуена, четверка фильмов-фаворитов стала совершенно очевидной. В журналистском подсознании крепко сидели два фильма, показанные на 3-й день, – «Цезарь должен умереть» братьев Тавиани (Италия) и «Барбара» Кристиана Петцольда (Германия). Во всех картинах говорится о такой незатейливой вещи, как право человека на жизнь, независимо от цвета кожи, а также от тяжести совершенных проступков. И жюри под руководством британского режиссера Майка Ли распределило призы на редкость объективно.
«Золотой медведь» ушел к братьям Тавиани, снявшим фильм в документальной манере о том, как в римской тюрьме Ребиббия с заключенными ставят шекспировского «Юлия Цезаря». И совершенно напрасно раздавались возгласы, что, мол, тема не новая и даже в пермской тюрьме подобные эксперименты устраивали. Возможно, и устраивали, но главное – результат. Не оценить, с какой молодой энергией режиссеры, которым за 80, сумели показать процесс вовлечения преступников, в основном пожизненников, в атмосферу шекспировской пьесы, было невозможно. В той страстной атмосфере репетиций, в которую погружались десятки заключенных во время подготовки спектакля, как выяснилось, просыпалось в них нечто человеческое, что, им самим так казалось, уснуло уже навсегда. Получив «Медведя», братья назвали имена всех актеров и сказали, что, как это ни трудно, всегда нужно «видеть человека» в самом падшем из людей.
Семь «серебряных медведей» распределились следующим образом: Бенсе Флигауф за «Просто ветер» о геноциде цыган в венгерской деревне получил Гран-при – «Серебряный медведь», а лучшим режиссером признан Кристиан Петцольд за «Барбару» (фильм повествует о том, как готовилась к побегу из ГДР на Запад молодая докторша). Лучшей актрисой стала юная африканка Рейчел Мванза («Ведьма войны»), сыгравшая девочку-подростка, прошедшую через ужасы гражданской войны в джунглях Конго, а лучшим актером – Микель Боэ Фолсгаард, сыгравший безумного датского короля Кристиана VII в фильме Николая Арсела «Королевский роман». Сам Арсел вместе с Расмусом Хейстербергом получили приз еще и за лучший сценарий. Лучшим оператором признан Лутц Рейтемейер, снявший китайский киноэпос «Долина Белого оленя». Спецприз жюри получила Урсула Мейер – за фильм «Сестра» (Швейцария) – о молодой проститутке, которую сыграла модная французская актриса Леа Сейду, и ее сыне-подростке, промышляющем воровством на фешенебельном горном курорте. Приз Альфреда Бауэра – за открытие новых перспектив в кинематографе – достался режиссеру фильма «Табу» Мигелю Гомешу (Португалия).
На закрытии в российском журналистском сообществе еще раз вспомнили о том, что отборщики Берлинале совершенно безосновательно отклонили предлагавшийся в конкурс фильм Владимира Мирзоева «Борис Годунов» как «слишком русскую историю». Притом, что все «истории», получившие призы, окрашены ярким национальным колоритом.
Нина КАТАЕВА,
наш спецкор
Берлин – Москва