САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

На экране – человек эпохи катаклизмов

В необычно морозные для Европы февральские дни, с 9-го по 19-е, в столице Германии проходит крупнейший международный форум киноискусства – 62-й Берлинале.

В необычно морозные для Европы февральские дни, с 9-го по 19-е, в столице Германии проходит крупнейший международный форум киноискусства – 62-й Берлинале.

Несмотря на снежные вихри, во время торжественной церемонии открытия звезды прошли по красной дорожке в вечерних туалетах (воздух для этого прогревался с помощью специальных ламп).
Даже беглый обзор программ фестиваля, которых, помимо основного конкурса и «Панорамы», представляющей молодых режиссеров в начале пути, около десятка, однозначно указывает: тема 62-го Берлинале – человек среди мировых политических катаклизмов. Фильм открытия «Прощай, моя королева!» Бенуа Жако (Франция) – о первых днях Великой Французской революции, когда была разрушена Бастилия и создана Национальная гвардия, убил сразу несколько зайцев. Острейшим образом заявил о главной теме и увлек зрителей костюмной драмой, разыгрывающейся в Версале. В интерьерах дворца мечется охваченная паникой Мария-Антуанетта (в этой роли снялась немецкая модель и актриса Диана Крюгер, известная зрителю по «Трое» и «Бесславным ублюдкам»), но все же находит возможность спасти любимую фрейлину Сидонию (Леа Сейду). Отношения королевы с фаворитками окрашены яркой чувственностью – совершенно в духе современных воззрений.
Явным продолжением темы стал конкурсный фильм филиппинца Брильянте Мендосы «Пленница», снятый по реальным событиям. Террористы захватывают группу туристов, среди которых – христианские миссионеры, и более года удерживают их в джунглях. Люди бродят по джунглям, голодают, попадают на съедение насекомым, гибнут в перестрелках с правительственными войсками, и все это повторяется не единожды. В главной роли – Изабель Юппер, вызывающая сочувствие – столько бессмысленно кричать ей не доводилось, похоже, за всю актерскую карьеру. На прямое обращение к правительствам тех стран, где не умеют и не хотят защищать своих граждан, картина не тянет, хотя по тематике ничего актуальнее сегодня и вообразить невозможно. Во время «похода» бандиты узнают по радио о трагедии 11 сентября в Америке и оглашают джунгли радостными криками.  
Тема 11 сентября проходит эхом и во внеконкурсной картине Стефана Долдри «Экстремально близко и запредельно жутко» (США). 9-летний Оскар, потерявший отца в катастрофе, потрясшей Америку, находит в его вещах ключ в конверте с надписью – «Black» и нaчинает искать человека с такой фамилией. Фильм полон мистики и экстатики, и если бы не невероятная затянутость, сбивчивость в показе событий и наметившийся в финале уклон в мелодраму, он мог быть отмечен жюри. Только так – через детали, отдающиеся эхом, люди помнят о самых страшных трагедиях. Томас Хорн блистательно сыграл подростка-индиго, болезненно импульсивного, чувствующего себя наравне с человеком любого возраста, даже со стариком, которого сыграл знаменитый Макс фон Сюдов.
«Экстремально громкое и запредельно близкое» может настигнуть в любую секунду каждого, так мы устроили наш мир в XXI веке. На экране фестиваля пройдут – «Арабская весна», события на Фукусиме, нанкинская резня в Китае в 1937 году.
Спецпоказ фильма Анджелины Джоли «В краю крови и меда» (Босния) был объявлен на фестивале особым событием. Звезда Голливуда, будучи послом доброй воли от ООН, дважды побывала в Боснии и Герцеговине и, потрясенная красотой этой страны, сняла фильм о ней и о войне, которая никак не вписывалась в прелесть этих мест. Точнее, попыталась рассказать о любви серба Даниэля (Горан Костич), сына высокопоставленного генерала, и мусульманской художницы Айлы (Зана Марьянович) на фоне войны 1992-1994 годов. Правда, в Сербии Анджелина свой фильм показывать не будет. Кто хотя бы немного знаком с ситуацией на Балканах, знает, в какой кровоточащий узел завязала всех живущих на этой земле война.  
Российские критики недовольны программой конкурса, в которой представлены по три немецкие и китайские картины, две французские – и ни одной российской. Но зрители фильмы смотрят с энтузиазмом, и в одиночестве героев, ищущих, за что бы зацепиться в этом мире, чтобы не пропасть, видят себя: доктор Барбара в фильме Кристиана Петцольда о беспределе в ГДР 1980-го («Барбара», Германия), юная девушка, сбежавшая из 8-летнего плена у маньяка («Возвращение домой» Фредерика Видо, Франция), 15-летний мальчишка, живущий с сестрой-проституткой на горном швейцарском курорте и с детства промышляющий продажей ворованных лыж и часов («Сестра» Урсулы Мейер, Швейцария).
На фоне совершенных неудач – плохого испанского триллера «Детские игры», в котором закапывают живых девочек в землю, мутно-туманного сенегальского фильма «Сегодня», вызывающей много вопросов «Метеоры», картины о любви монаха и монахини, очень заставили призадуматься братья Тавиани из Италии. Они сняли картину «Цезарь должен умереть» – про то, как древнегреческую трагедию в римской тюрьме разыгрывают зэки-пожизненники. Пронзает. Как и тех, кто видел 3-часовой фильм Вернера Херцога «Камера смертников», где он интервьюирует осужденных. О любви к жизни говорится от противного, и это удивительно.
В рамках фестиваля при переполненном зале была показана черная драма  российского режиссера Алексея Мизгирева «Конвой». И вновь, как в Каннах со Звягинцевым, поползли разговоры о том, что фильм мог быть представлен в основном конкурсе. На протяжении дня майор конвоирует по незнакомой Москве солдата-дезертира. Южанина. Помогает ему контрактник. Смотреть этот фильм страшно, настолько узнаваемо показано происходящее – с убийствами и самоубийствами в армии, с беспределом ментов, с издевательствами над гастарбайтерами, с изнасилованиями и беспардонной продажностью всех и вся. На обсуждении фильма режиссер сказал, что он не ставил целью показать распад всех этих институтов в России, он делал фильм о том, как все же остаться человеком в ситуации беспредела. А критики наши пошли дальше – они увидели в мизгиревском фильме развернутую метафору современной России. Единственное – Мизгирев работал над фильмом несколько лет, не мог найти деньги, и некоторые сюжетные ходы смотрятся вчерашним днем. Если бы так.
А в конкурсе покажут американский фильм Билли Боба Торнтона «Машина Джоан Мэнсфилд», один из продюсеров которого – Александр Роднянский. На внеконкурсном  «Форуме» увидят фильм Андрея Грязева «Завтра» – об акциях арт-группы «Война», анимацию «Чинти» Натальи Мирзоян о муравье-мечтателе и совместный проект «Байконур» Вейта Хелмера. А в «Ретроспективе» покажут картины «Красной фабрики роз» – совместной советско-германской кинокомпании начала века «Межрабпомфильм».
На фестивале работает крупнейший в Европе ЕFM – кинорынок России представлен на нем на отдельном стенде, семью кинокомпаниями, в том числе «Интерсинема», «Базилевс», Art Pictures Media, «Централ Партнершип». В дни Берлинале рассмотрят заявки российских режиссеров на копродукцию. Среди представленных проектов – работы Александра Миндадзе, Алексея Учителя, Бакура Бакурадзе, Алексея Федорченко. Алексей Попогребский представит проект 3D-фильма «Пропавшие комнаты».

Нина КАТАЕВА,
наш собкор
Берлин – Москва

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Владимир Путин: РФ будет продолжать испытания новейших ракет, в том числе в боевых условиях
  2. Александр Лукашенко дал политическое убежище польскому экс-судье Томашу Шмидту
  3. Дмитрий Мезенцев принял участие в заседании коллегий МИД Беларуси и России
  4. Картошку от Александра Лукашенко посадят в горах Дагестана
  5. Вячеслав Володин: Владимир Путин принял решение, которое мы поддерживаем
  6. Сергей Лавров: РФ и Беларусь будут добиваться справедливости, используя оставшиеся международные правовые инструменты
  7. Сергей Лавров и Максим Рыженков обсудили подготовку заседания Высшего госсовета Союзного государства
  8. Главы МИД РФ и Беларуси подписали заявление об общем видении Евразийской хартии
  9. Сергей Лавров заявил, что Беларусь сможет участвовать во всех мероприятиях БРИКС
  10. Сергей Лавров: Зеленский испугался ответа на применение дальнобойных ракет
  11. ВЦИОМ: Уровень доверия россиян Владимиру Путину составил 78,8%
  12. Александр Лукашенко пообещал отключить интернет в случае новых беспорядков в Беларуси
  13. Сергей Лавров и Максим Рыженков возложили цветы к Вечному огню Брестской крепости
  14. Виктор Орбан призвал не относиться к словам Владимира Путина как к болтовне или уловке
  15. Александр Лукашенко обсудил со студентами информационные войны, геополитику и «перамены»

Парламентское Собрание

Вячеслав Володин: ПС в декабре рассмотрит бюджет Союзного государства на 2025г

Вячеслав Володин заявил, что в декабре пройдет Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, где будет рассмотрен бюджет Союзного государства на следующий год.

Политика

Вячеслав Володин: разрешение Киеву на дальнобойное оружие подтверждает, что против РФ воюет НАТО

Разрешение США и их союзников применять Украине дальнобойное оружие западного производства по нашей стране ещё раз подтверждает, что против России воюет НАТО, заявил Вячеслав Володин. Автор Юлия Толкачева

МНЕНИЯ

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

Прилет по приглашению

Павел Родионов

«Опять зеленеет орешник. Орешник под нашим окном».

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также