На экране – человек эпохи катаклизмов
В необычно морозные для Европы февральские дни, с 9-го по 19-е, в столице Германии проходит крупнейший международный форум киноискусства – 62-й Берлинале.
Несмотря на снежные вихри, во время торжественной церемонии открытия звезды прошли по красной дорожке в вечерних туалетах (воздух для этого прогревался с помощью специальных ламп).
Даже беглый обзор программ фестиваля, которых, помимо основного конкурса и «Панорамы», представляющей молодых режиссеров в начале пути, около десятка, однозначно указывает: тема 62-го Берлинале – человек среди мировых политических катаклизмов. Фильм открытия «Прощай, моя королева!» Бенуа Жако (Франция) – о первых днях Великой Французской революции, когда была разрушена Бастилия и создана Национальная гвардия, убил сразу несколько зайцев. Острейшим образом заявил о главной теме и увлек зрителей костюмной драмой, разыгрывающейся в Версале. В интерьерах дворца мечется охваченная паникой Мария-Антуанетта (в этой роли снялась немецкая модель и актриса Диана Крюгер, известная зрителю по «Трое» и «Бесславным ублюдкам»), но все же находит возможность спасти любимую фрейлину Сидонию (Леа Сейду). Отношения королевы с фаворитками окрашены яркой чувственностью – совершенно в духе современных воззрений.
Явным продолжением темы стал конкурсный фильм филиппинца Брильянте Мендосы «Пленница», снятый по реальным событиям. Террористы захватывают группу туристов, среди которых – христианские миссионеры, и более года удерживают их в джунглях. Люди бродят по джунглям, голодают, попадают на съедение насекомым, гибнут в перестрелках с правительственными войсками, и все это повторяется не единожды. В главной роли – Изабель Юппер, вызывающая сочувствие – столько бессмысленно кричать ей не доводилось, похоже, за всю актерскую карьеру. На прямое обращение к правительствам тех стран, где не умеют и не хотят защищать своих граждан, картина не тянет, хотя по тематике ничего актуальнее сегодня и вообразить невозможно. Во время «похода» бандиты узнают по радио о трагедии 11 сентября в Америке и оглашают джунгли радостными криками.
Тема 11 сентября проходит эхом и во внеконкурсной картине Стефана Долдри «Экстремально близко и запредельно жутко» (США). 9-летний Оскар, потерявший отца в катастрофе, потрясшей Америку, находит в его вещах ключ в конверте с надписью – «Black» и нaчинает искать человека с такой фамилией. Фильм полон мистики и экстатики, и если бы не невероятная затянутость, сбивчивость в показе событий и наметившийся в финале уклон в мелодраму, он мог быть отмечен жюри. Только так – через детали, отдающиеся эхом, люди помнят о самых страшных трагедиях. Томас Хорн блистательно сыграл подростка-индиго, болезненно импульсивного, чувствующего себя наравне с человеком любого возраста, даже со стариком, которого сыграл знаменитый Макс фон Сюдов.
«Экстремально громкое и запредельно близкое» может настигнуть в любую секунду каждого, так мы устроили наш мир в XXI веке. На экране фестиваля пройдут – «Арабская весна», события на Фукусиме, нанкинская резня в Китае в 1937 году.
Спецпоказ фильма Анджелины Джоли «В краю крови и меда» (Босния) был объявлен на фестивале особым событием. Звезда Голливуда, будучи послом доброй воли от ООН, дважды побывала в Боснии и Герцеговине и, потрясенная красотой этой страны, сняла фильм о ней и о войне, которая никак не вписывалась в прелесть этих мест. Точнее, попыталась рассказать о любви серба Даниэля (Горан Костич), сына высокопоставленного генерала, и мусульманской художницы Айлы (Зана Марьянович) на фоне войны 1992-1994 годов. Правда, в Сербии Анджелина свой фильм показывать не будет. Кто хотя бы немного знаком с ситуацией на Балканах, знает, в какой кровоточащий узел завязала всех живущих на этой земле война.
Российские критики недовольны программой конкурса, в которой представлены по три немецкие и китайские картины, две французские – и ни одной российской. Но зрители фильмы смотрят с энтузиазмом, и в одиночестве героев, ищущих, за что бы зацепиться в этом мире, чтобы не пропасть, видят себя: доктор Барбара в фильме Кристиана Петцольда о беспределе в ГДР 1980-го («Барбара», Германия), юная девушка, сбежавшая из 8-летнего плена у маньяка («Возвращение домой» Фредерика Видо, Франция), 15-летний мальчишка, живущий с сестрой-проституткой на горном швейцарском курорте и с детства промышляющий продажей ворованных лыж и часов («Сестра» Урсулы Мейер, Швейцария).
На фоне совершенных неудач – плохого испанского триллера «Детские игры», в котором закапывают живых девочек в землю, мутно-туманного сенегальского фильма «Сегодня», вызывающей много вопросов «Метеоры», картины о любви монаха и монахини, очень заставили призадуматься братья Тавиани из Италии. Они сняли картину «Цезарь должен умереть» – про то, как древнегреческую трагедию в римской тюрьме разыгрывают зэки-пожизненники. Пронзает. Как и тех, кто видел 3-часовой фильм Вернера Херцога «Камера смертников», где он интервьюирует осужденных. О любви к жизни говорится от противного, и это удивительно.
В рамках фестиваля при переполненном зале была показана черная драма российского режиссера Алексея Мизгирева «Конвой». И вновь, как в Каннах со Звягинцевым, поползли разговоры о том, что фильм мог быть представлен в основном конкурсе. На протяжении дня майор конвоирует по незнакомой Москве солдата-дезертира. Южанина. Помогает ему контрактник. Смотреть этот фильм страшно, настолько узнаваемо показано происходящее – с убийствами и самоубийствами в армии, с беспределом ментов, с издевательствами над гастарбайтерами, с изнасилованиями и беспардонной продажностью всех и вся. На обсуждении фильма режиссер сказал, что он не ставил целью показать распад всех этих институтов в России, он делал фильм о том, как все же остаться человеком в ситуации беспредела. А критики наши пошли дальше – они увидели в мизгиревском фильме развернутую метафору современной России. Единственное – Мизгирев работал над фильмом несколько лет, не мог найти деньги, и некоторые сюжетные ходы смотрятся вчерашним днем. Если бы так.
А в конкурсе покажут американский фильм Билли Боба Торнтона «Машина Джоан Мэнсфилд», один из продюсеров которого – Александр Роднянский. На внеконкурсном «Форуме» увидят фильм Андрея Грязева «Завтра» – об акциях арт-группы «Война», анимацию «Чинти» Натальи Мирзоян о муравье-мечтателе и совместный проект «Байконур» Вейта Хелмера. А в «Ретроспективе» покажут картины «Красной фабрики роз» – совместной советско-германской кинокомпании начала века «Межрабпомфильм».
На фестивале работает крупнейший в Европе ЕFM – кинорынок России представлен на нем на отдельном стенде, семью кинокомпаниями, в том числе «Интерсинема», «Базилевс», Art Pictures Media, «Централ Партнершип». В дни Берлинале рассмотрят заявки российских режиссеров на копродукцию. Среди представленных проектов – работы Александра Миндадзе, Алексея Учителя, Бакура Бакурадзе, Алексея Федорченко. Алексей Попогребский представит проект 3D-фильма «Пропавшие комнаты».
Нина КАТАЕВА,
наш собкор
Берлин – Москва