САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

На экране – человек эпохи катаклизмов

В необычно морозные для Европы февральские дни, с 9-го по 19-е, в столице Германии проходит крупнейший международный форум киноискусства – 62-й Берлинале.

В необычно морозные для Европы февральские дни, с 9-го по 19-е, в столице Германии проходит крупнейший международный форум киноискусства – 62-й Берлинале.

Несмотря на снежные вихри, во время торжественной церемонии открытия звезды прошли по красной дорожке в вечерних туалетах (воздух для этого прогревался с помощью специальных ламп).
Даже беглый обзор программ фестиваля, которых, помимо основного конкурса и «Панорамы», представляющей молодых режиссеров в начале пути, около десятка, однозначно указывает: тема 62-го Берлинале – человек среди мировых политических катаклизмов. Фильм открытия «Прощай, моя королева!» Бенуа Жако (Франция) – о первых днях Великой Французской революции, когда была разрушена Бастилия и создана Национальная гвардия, убил сразу несколько зайцев. Острейшим образом заявил о главной теме и увлек зрителей костюмной драмой, разыгрывающейся в Версале. В интерьерах дворца мечется охваченная паникой Мария-Антуанетта (в этой роли снялась немецкая модель и актриса Диана Крюгер, известная зрителю по «Трое» и «Бесславным ублюдкам»), но все же находит возможность спасти любимую фрейлину Сидонию (Леа Сейду). Отношения королевы с фаворитками окрашены яркой чувственностью – совершенно в духе современных воззрений.
Явным продолжением темы стал конкурсный фильм филиппинца Брильянте Мендосы «Пленница», снятый по реальным событиям. Террористы захватывают группу туристов, среди которых – христианские миссионеры, и более года удерживают их в джунглях. Люди бродят по джунглям, голодают, попадают на съедение насекомым, гибнут в перестрелках с правительственными войсками, и все это повторяется не единожды. В главной роли – Изабель Юппер, вызывающая сочувствие – столько бессмысленно кричать ей не доводилось, похоже, за всю актерскую карьеру. На прямое обращение к правительствам тех стран, где не умеют и не хотят защищать своих граждан, картина не тянет, хотя по тематике ничего актуальнее сегодня и вообразить невозможно. Во время «похода» бандиты узнают по радио о трагедии 11 сентября в Америке и оглашают джунгли радостными криками.  
Тема 11 сентября проходит эхом и во внеконкурсной картине Стефана Долдри «Экстремально близко и запредельно жутко» (США). 9-летний Оскар, потерявший отца в катастрофе, потрясшей Америку, находит в его вещах ключ в конверте с надписью – «Black» и нaчинает искать человека с такой фамилией. Фильм полон мистики и экстатики, и если бы не невероятная затянутость, сбивчивость в показе событий и наметившийся в финале уклон в мелодраму, он мог быть отмечен жюри. Только так – через детали, отдающиеся эхом, люди помнят о самых страшных трагедиях. Томас Хорн блистательно сыграл подростка-индиго, болезненно импульсивного, чувствующего себя наравне с человеком любого возраста, даже со стариком, которого сыграл знаменитый Макс фон Сюдов.
«Экстремально громкое и запредельно близкое» может настигнуть в любую секунду каждого, так мы устроили наш мир в XXI веке. На экране фестиваля пройдут – «Арабская весна», события на Фукусиме, нанкинская резня в Китае в 1937 году.
Спецпоказ фильма Анджелины Джоли «В краю крови и меда» (Босния) был объявлен на фестивале особым событием. Звезда Голливуда, будучи послом доброй воли от ООН, дважды побывала в Боснии и Герцеговине и, потрясенная красотой этой страны, сняла фильм о ней и о войне, которая никак не вписывалась в прелесть этих мест. Точнее, попыталась рассказать о любви серба Даниэля (Горан Костич), сына высокопоставленного генерала, и мусульманской художницы Айлы (Зана Марьянович) на фоне войны 1992-1994 годов. Правда, в Сербии Анджелина свой фильм показывать не будет. Кто хотя бы немного знаком с ситуацией на Балканах, знает, в какой кровоточащий узел завязала всех живущих на этой земле война.  
Российские критики недовольны программой конкурса, в которой представлены по три немецкие и китайские картины, две французские – и ни одной российской. Но зрители фильмы смотрят с энтузиазмом, и в одиночестве героев, ищущих, за что бы зацепиться в этом мире, чтобы не пропасть, видят себя: доктор Барбара в фильме Кристиана Петцольда о беспределе в ГДР 1980-го («Барбара», Германия), юная девушка, сбежавшая из 8-летнего плена у маньяка («Возвращение домой» Фредерика Видо, Франция), 15-летний мальчишка, живущий с сестрой-проституткой на горном швейцарском курорте и с детства промышляющий продажей ворованных лыж и часов («Сестра» Урсулы Мейер, Швейцария).
На фоне совершенных неудач – плохого испанского триллера «Детские игры», в котором закапывают живых девочек в землю, мутно-туманного сенегальского фильма «Сегодня», вызывающей много вопросов «Метеоры», картины о любви монаха и монахини, очень заставили призадуматься братья Тавиани из Италии. Они сняли картину «Цезарь должен умереть» – про то, как древнегреческую трагедию в римской тюрьме разыгрывают зэки-пожизненники. Пронзает. Как и тех, кто видел 3-часовой фильм Вернера Херцога «Камера смертников», где он интервьюирует осужденных. О любви к жизни говорится от противного, и это удивительно.
В рамках фестиваля при переполненном зале была показана черная драма  российского режиссера Алексея Мизгирева «Конвой». И вновь, как в Каннах со Звягинцевым, поползли разговоры о том, что фильм мог быть представлен в основном конкурсе. На протяжении дня майор конвоирует по незнакомой Москве солдата-дезертира. Южанина. Помогает ему контрактник. Смотреть этот фильм страшно, настолько узнаваемо показано происходящее – с убийствами и самоубийствами в армии, с беспределом ментов, с издевательствами над гастарбайтерами, с изнасилованиями и беспардонной продажностью всех и вся. На обсуждении фильма режиссер сказал, что он не ставил целью показать распад всех этих институтов в России, он делал фильм о том, как все же остаться человеком в ситуации беспредела. А критики наши пошли дальше – они увидели в мизгиревском фильме развернутую метафору современной России. Единственное – Мизгирев работал над фильмом несколько лет, не мог найти деньги, и некоторые сюжетные ходы смотрятся вчерашним днем. Если бы так.
А в конкурсе покажут американский фильм Билли Боба Торнтона «Машина Джоан Мэнсфилд», один из продюсеров которого – Александр Роднянский. На внеконкурсном  «Форуме» увидят фильм Андрея Грязева «Завтра» – об акциях арт-группы «Война», анимацию «Чинти» Натальи Мирзоян о муравье-мечтателе и совместный проект «Байконур» Вейта Хелмера. А в «Ретроспективе» покажут картины «Красной фабрики роз» – совместной советско-германской кинокомпании начала века «Межрабпомфильм».
На фестивале работает крупнейший в Европе ЕFM – кинорынок России представлен на нем на отдельном стенде, семью кинокомпаниями, в том числе «Интерсинема», «Базилевс», Art Pictures Media, «Централ Партнершип». В дни Берлинале рассмотрят заявки российских режиссеров на копродукцию. Среди представленных проектов – работы Александра Миндадзе, Алексея Учителя, Бакура Бакурадзе, Алексея Федорченко. Алексей Попогребский представит проект 3D-фильма «Пропавшие комнаты».

Нина КАТАЕВА,
наш собкор
Берлин – Москва

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Владимир Путин обсудил с президентом Турции инициативу о возобновлении прямых переговоров России и Украины
  2. Владимир Путин предложил возобновить переговоры с Украиной без предварительных условий
  3. Владимир Путин провел переговоры с мировыми лидерами на следующий день после Дня Победы
  4. Вячеслав Володин: Госдума обсудит ужесточение административной ответственности для граждан за границей
  5. Вячеслав Володин встретился с депутатами Европарламента и представителями национальных парламентов стран Европы
  6. Александр Лукашенко проведет переговоры с Президентом Зимбабве
  7. Александр Лукашенко поздравил соотечественников с Днем Государственных флага, герба и гимна
  8. Александр Лукашенко проведет переговоры с Генсекретарем ЦК Компартии Вьетнама
  9. Владимир Путин почти 14 часов общался с зарубежными лидерами в День Победы
  10. Вячеслав Володин и То Лам посетили Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при президенте России
  11. Вячеслав Володин и То Лам обсудили актуальные направления законодательного обеспечения сотрудничества России и Вьетнама
  12. Александр Лукашенко: ЕС трансформировался в военный блок с реваншистскими настроениями
  13. Александр Лукашенко: Парад Победы – дань тем, кто сломил мощь гитлеровской Германии
  14. Владимир Путин считает важным отмечать годовщину Великой Победы и вспоминать тех, кто жертвовал собой ради свободы
  15. Александр Лукашенко поздравил зарубежных лидеров с 80-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне

Парламентское Собрание

Вячеслав Володин: Когда страна теряет память, она теряет суверенитет

Председатель Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. спикер Государственной Думы Российской Федерации Вячеслав Володин выступил на Пленарном заседании проходящего по инициативе Парламентского собрания в Волгограде Форума «Великое наследие – общее будущее»

МНЕНИЯ

Киев нарушил перемирие 14 тысяч раз

Михаил Васильев

А нам предлагают перемирие на тридцать дней. За кого они нас держат? 

Трампу – двойка по истории

Андрей Удальцов

Американцы беспардонно тянут одеяло победителей нацизма на себя

Куда не ведёт дорога к Храму

Кристина Воробьёва

Артур Смолянинов* обнаружил для себя нового врага

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также