САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

На экране – человек эпохи катаклизмов

В необычно морозные для Европы февральские дни, с 9-го по 19-е, в столице Германии проходит крупнейший международный форум киноискусства – 62-й Берлинале.

В необычно морозные для Европы февральские дни, с 9-го по 19-е, в столице Германии проходит крупнейший международный форум киноискусства – 62-й Берлинале.

Несмотря на снежные вихри, во время торжественной церемонии открытия звезды прошли по красной дорожке в вечерних туалетах (воздух для этого прогревался с помощью специальных ламп).
Даже беглый обзор программ фестиваля, которых, помимо основного конкурса и «Панорамы», представляющей молодых режиссеров в начале пути, около десятка, однозначно указывает: тема 62-го Берлинале – человек среди мировых политических катаклизмов. Фильм открытия «Прощай, моя королева!» Бенуа Жако (Франция) – о первых днях Великой Французской революции, когда была разрушена Бастилия и создана Национальная гвардия, убил сразу несколько зайцев. Острейшим образом заявил о главной теме и увлек зрителей костюмной драмой, разыгрывающейся в Версале. В интерьерах дворца мечется охваченная паникой Мария-Антуанетта (в этой роли снялась немецкая модель и актриса Диана Крюгер, известная зрителю по «Трое» и «Бесславным ублюдкам»), но все же находит возможность спасти любимую фрейлину Сидонию (Леа Сейду). Отношения королевы с фаворитками окрашены яркой чувственностью – совершенно в духе современных воззрений.
Явным продолжением темы стал конкурсный фильм филиппинца Брильянте Мендосы «Пленница», снятый по реальным событиям. Террористы захватывают группу туристов, среди которых – христианские миссионеры, и более года удерживают их в джунглях. Люди бродят по джунглям, голодают, попадают на съедение насекомым, гибнут в перестрелках с правительственными войсками, и все это повторяется не единожды. В главной роли – Изабель Юппер, вызывающая сочувствие – столько бессмысленно кричать ей не доводилось, похоже, за всю актерскую карьеру. На прямое обращение к правительствам тех стран, где не умеют и не хотят защищать своих граждан, картина не тянет, хотя по тематике ничего актуальнее сегодня и вообразить невозможно. Во время «похода» бандиты узнают по радио о трагедии 11 сентября в Америке и оглашают джунгли радостными криками.  
Тема 11 сентября проходит эхом и во внеконкурсной картине Стефана Долдри «Экстремально близко и запредельно жутко» (США). 9-летний Оскар, потерявший отца в катастрофе, потрясшей Америку, находит в его вещах ключ в конверте с надписью – «Black» и нaчинает искать человека с такой фамилией. Фильм полон мистики и экстатики, и если бы не невероятная затянутость, сбивчивость в показе событий и наметившийся в финале уклон в мелодраму, он мог быть отмечен жюри. Только так – через детали, отдающиеся эхом, люди помнят о самых страшных трагедиях. Томас Хорн блистательно сыграл подростка-индиго, болезненно импульсивного, чувствующего себя наравне с человеком любого возраста, даже со стариком, которого сыграл знаменитый Макс фон Сюдов.
«Экстремально громкое и запредельно близкое» может настигнуть в любую секунду каждого, так мы устроили наш мир в XXI веке. На экране фестиваля пройдут – «Арабская весна», события на Фукусиме, нанкинская резня в Китае в 1937 году.
Спецпоказ фильма Анджелины Джоли «В краю крови и меда» (Босния) был объявлен на фестивале особым событием. Звезда Голливуда, будучи послом доброй воли от ООН, дважды побывала в Боснии и Герцеговине и, потрясенная красотой этой страны, сняла фильм о ней и о войне, которая никак не вписывалась в прелесть этих мест. Точнее, попыталась рассказать о любви серба Даниэля (Горан Костич), сына высокопоставленного генерала, и мусульманской художницы Айлы (Зана Марьянович) на фоне войны 1992-1994 годов. Правда, в Сербии Анджелина свой фильм показывать не будет. Кто хотя бы немного знаком с ситуацией на Балканах, знает, в какой кровоточащий узел завязала всех живущих на этой земле война.  
Российские критики недовольны программой конкурса, в которой представлены по три немецкие и китайские картины, две французские – и ни одной российской. Но зрители фильмы смотрят с энтузиазмом, и в одиночестве героев, ищущих, за что бы зацепиться в этом мире, чтобы не пропасть, видят себя: доктор Барбара в фильме Кристиана Петцольда о беспределе в ГДР 1980-го («Барбара», Германия), юная девушка, сбежавшая из 8-летнего плена у маньяка («Возвращение домой» Фредерика Видо, Франция), 15-летний мальчишка, живущий с сестрой-проституткой на горном швейцарском курорте и с детства промышляющий продажей ворованных лыж и часов («Сестра» Урсулы Мейер, Швейцария).
На фоне совершенных неудач – плохого испанского триллера «Детские игры», в котором закапывают живых девочек в землю, мутно-туманного сенегальского фильма «Сегодня», вызывающей много вопросов «Метеоры», картины о любви монаха и монахини, очень заставили призадуматься братья Тавиани из Италии. Они сняли картину «Цезарь должен умереть» – про то, как древнегреческую трагедию в римской тюрьме разыгрывают зэки-пожизненники. Пронзает. Как и тех, кто видел 3-часовой фильм Вернера Херцога «Камера смертников», где он интервьюирует осужденных. О любви к жизни говорится от противного, и это удивительно.
В рамках фестиваля при переполненном зале была показана черная драма  российского режиссера Алексея Мизгирева «Конвой». И вновь, как в Каннах со Звягинцевым, поползли разговоры о том, что фильм мог быть представлен в основном конкурсе. На протяжении дня майор конвоирует по незнакомой Москве солдата-дезертира. Южанина. Помогает ему контрактник. Смотреть этот фильм страшно, настолько узнаваемо показано происходящее – с убийствами и самоубийствами в армии, с беспределом ментов, с издевательствами над гастарбайтерами, с изнасилованиями и беспардонной продажностью всех и вся. На обсуждении фильма режиссер сказал, что он не ставил целью показать распад всех этих институтов в России, он делал фильм о том, как все же остаться человеком в ситуации беспредела. А критики наши пошли дальше – они увидели в мизгиревском фильме развернутую метафору современной России. Единственное – Мизгирев работал над фильмом несколько лет, не мог найти деньги, и некоторые сюжетные ходы смотрятся вчерашним днем. Если бы так.
А в конкурсе покажут американский фильм Билли Боба Торнтона «Машина Джоан Мэнсфилд», один из продюсеров которого – Александр Роднянский. На внеконкурсном  «Форуме» увидят фильм Андрея Грязева «Завтра» – об акциях арт-группы «Война», анимацию «Чинти» Натальи Мирзоян о муравье-мечтателе и совместный проект «Байконур» Вейта Хелмера. А в «Ретроспективе» покажут картины «Красной фабрики роз» – совместной советско-германской кинокомпании начала века «Межрабпомфильм».
На фестивале работает крупнейший в Европе ЕFM – кинорынок России представлен на нем на отдельном стенде, семью кинокомпаниями, в том числе «Интерсинема», «Базилевс», Art Pictures Media, «Централ Партнершип». В дни Берлинале рассмотрят заявки российских режиссеров на копродукцию. Среди представленных проектов – работы Александра Миндадзе, Алексея Учителя, Бакура Бакурадзе, Алексея Федорченко. Алексей Попогребский представит проект 3D-фильма «Пропавшие комнаты».

Нина КАТАЕВА,
наш собкор
Берлин – Москва

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Следователи установили связь между террористами из «Крокуса» и Украины
  2. В Беларуси сократят количество базовых 10 классов
  3. Овечкин поддержал восьмилетнего мальчика Илью, попавшего под машину террористов
  4. Тысячу бюджетных мест выделят вузы Беларуси для россиян, сдавших ЕГЭ
  5. Военные РФ уничтожили бойцов ВСУ ударом по Харькову
  6. Хинштейн анонсировал поправки в законах после теракта в «Крокусе»
  7. В Беларуси задержан мужчина, собиравшийся воевать на стороне Украины
  8. NYT: США могли передать России не все данные о готовящимся теракте
  9. Беларусь надеется на объективность ЮНЕСКО при оценке польского забора в Беловежской пуще
  10. Канадский клуб НХЛ «Калгари Флэймз» опубликовал карту России с Крымом
  11. Фигурант дела о теракте в «Крокусе» обжаловал свой арест
  12. Россия планирует закупить в Беларуси авиакомплектующих на 1 млрд рублей
  13. Александр Лукашенко: Санкции санкциями. Вроде, мы справляемся, все ничего
  14. Путин провел телефонный разговор с президентом ЮАР
  15. Кузнецова: Киевский режим активно вербует несовершеннолетних и рассылает сообщения с угрозами

Политика

Мораторий на смертную казнь для террористов можно законно обойти

Нужно только обратиться к друзьям-белорусам

МНЕНИЯ

США-то про ИГИЛ* фуфло толкали

Олег Зинченко

С государством покрывающим террористов, теперь надо говорить только на блатном сленге, так как человеческой речи они не достойны

А Президент-то – ненастоящий!

Валерий Чумаков

Отказ от Президентских выборов в Незалежней может отразиться политическим кризисом и даже госпереворотом.

Факты – упрямая вещь

Татьяна Вахромеева

Первые данные расследования теракта в «Крокусе» - украинский след уже нашел подтверждение.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также