От Дионисия до Джотто
Завершая перекрестный год Россия – Италия, Государственная Третьяковская галерея принимает «в гостях» работы величайшего мастера эпохи Проторенессанса – Джотто ди Бондоне. В свою очередь, итальянская сторона в здании знаменитого Баптистерия во Флоренции в эти дни показывает редкие памятники древнерусского искусства из собраний Третьяковки. Культурный обмен христианскими святынями осуществляется по инициативе Президента РФ Дмитрия Медведева и Президента Италии Джорджо Наполитано.
«ВО ХРИСТЕ / IN CHRISTO» – уникальный проект, который позволяет увидеть общие истоки и параллели двух богатейших культур и их величайшие памятники в общем контексте. К представлению своих экспонатов в Италии Третьяковская галерея подошла с особой ответственностью, отобрав для экспонирования выдающиеся творения древнерусских мастеров. В баптистерии Сан-Джованни в эти дни экспонируются древнерусские иконы XIII-XVI веков. Образ «Богоматерь Одигитрия», созданный в Пскове – одном из крупнейших культурных центров Древней Руси. Икона «Вознесение» из праздничного ряда иконостаса Успенского собора во Владимире – как известно, в этом соборе трудился прославленный иконописец Андрей Рублев. И наконец, работа великого мастера Дионисия «Распятие», написанная в 1500 году. Выставке предшествовала серьезная и кропотливая работа ученых-специалистов, которые смогли представить не только сами экспонаты, но и наиболее полную информацию о них, собранную на сегодняшний день.
В это же время в Москве впервые можно увидеть творения Джотто ди Бондоне. Яркий живописец, которому приписывают росписи базилики Санта-Кроче во Флоренции, Капеллы дель Арены в Падуе и многих других достопримечательностей эпохи Средневековья, работавший при папском дворе в Авиньоне. Преодолев византийскую иконописную традицию, Джотто стал подлинным основателем итальянской школы живописи, разработал абсолютно новый подход к изображению пространства. К его наследию неоднократно обращались последующие мастера итальянского Возрождения– от Мазаччо до Микеланджело.
Его «Мадонна с младенцем» – живописная достопримечательность церкви Сан-Джорджо алла Коста. Иконографический тип, к которому относится это произведение, получил в итальянской традиции название «Маэста» (от итальянского maesta – величание) – «Мадонна во славе». Это традиционное для итальянской живописи изображение Мадонны с младенцем в окружении ангелов или святых. Икона была написана в 1299 году, более чем два века спустя после разделения Христианской церкви на Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную – на Востоке с центром в Константинополе. Это один из наиболее ярких примеров постепенного отхода мастера от византийского канона и проявления живописного новаторства в изображении библейского образа.
В 1993 году в результате взрыва в галерее Уффици икона сильно пострадала от осколков стекла. Специалистами была произведена тщательная реставрация, в ходе которой также провели дополнительные исследования. Они позволили еще раз доказать, что авторство принадлежит именно Джотто.
Второй экспонат, прибывший из Италии, также связан с именем Джотто. Это двусторонний алтарный комплекс из храма Санта-Репарата, представляющий собой полиптих из 10 изображений. В конце XIII века было принято решение возвести на месте старой церкви, освященной в честь покровительницы Флоренции – святой Репараты, величественный собор Санта-Мария дель Фьоре. С 1331 по 1337 год строительством руководил сам Джотто. Полиптих составлен из изображений наиболее почитаемых в Италии святых. На лицевой его стороне, обращенной к прихожанам, в центре расположен образ Богоматери с младенцем (именно в честь Богородицы был освящен новый собор). Святая Репарата изображена на оборотной стороне алтарного образа – в той части, что доступна только обозрению священника во время литургии.
Русская и итальянская живопись Средних веков происходят из одного источника – художественной традиции Византии. Благодаря создателям проекта «Во Христе» посетители музеев в Москве и Флоренции могут убедиться в том решительном новаторстве итальянского мастера и верности традиции древнерусских живописцев, благодаря которым византийские каноны живописи на долгие века легли в основу национального искусства.
Татьяна КУТАРЕНКОВА