Плоды «Просвещения»
Сегодня гендиректор канала «Просвещение» Владимир КОСЕНЧУК отвечает на вопросы «СВ».
– Владимир Евгеньевич, ваш телеканал уже можно смотреть в Беларуси?
– Да, он доступен жителям братской страны. «Просвещение» входит в пакет «Триколор ТВ». И мы получаем много писем от граждан Беларуси, они благодарят нас за тематику передач, их познавательность и интеллектуальность. Сам я много раз был в Беларуси и никогда не ощущал, что нахожусь в какой-то чужой стране. Особенно радует то, как порядочно и дисциплинированно ведут себя водители на дорогах.
– Что нового произошло у вас за последние месяцы?
– Две наши программы – «Профессия» и «Молодые ученые России» – получили гранты Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Вскоре канал «Просвещение» смогут смотреть жители Франции, Болгарии, Молдовы и некоторых других стран. Недавно в эфир вышла «старая-новая» «Международная панорама», которую ведет Эраст Галумов. Символическую эстафетную палочку ему передали в нашем телеэфире бывшие ведущие легендарной «Международной панорамы» Георгий Зубков и Владимир Сухой. В целом рейтинги нашего канала выросли в 2 раза.
– Девизом канала взяты слова Николая Васильевича Гоголя: «Просветить не значит научить или наставить, или образовать, или даже осветить, но всего насквозь высветлить человека во всех его силах», их можно прочитать на сайте «Просвещения». Можете расшифровать?
– Точнее классика не скажешь! Действительно, в нашем понимании просвещать – это не учить и не образовывать. А дать возможность людям, которые нас смотрят, захотеть самим познавать мир, дать им некий посыл к поиску новых знаний и самого себя. Хочется, чтобы наши телезрители старались жить интересно, все время двигались вперед, на благо самих себя и общества в целом.
– Расскажите о самых ярких передачах, на ваш взгляд.
– Все наши программы имеют своего зрителя. Например, передача «Семейные ценности» – это социально значимый проект, который помогает людям всех возрастов понять, что семья должна оставаться основой существования человека, особенно в наше беспокойное время. В одной из программ у 5-летней девочки спросили: «Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?» «Мамой», – ответил ребенок. Вот об этих ценностях повествует наша передача. Программе «Высшая школа» уже 20 лет, я запускал ее в 92-м году, естественно, на другом канале. А в студии «Просвещение» за год у нас побывали представители 25 вузов, таких как МГУ, МАИ, МГТУ им. Баумана, Плехановская академия, Педагогический областной, МИСИ.
Президенты и ректоры вузов говорят о проблемах в области высшего образования, об учебных программах, новых факультетах, талантливых студентах. Работая над передачей, активно сотрудничаем с Минобразования, Академией образования РФ. Мы и создавали «Просвещение» при поддержке Академии образования РФ и Ассоциации кабельного телевидения РФ.
«Творческая мастерская» раскрывает молодые таланты в сферах кино и музыки. Режиссеры, артисты, музыканты говорят о поиске новых путей в искусстве, о разных стилях и направлениях. Затем показываем «продукт» их творчества, например дипломные работы студентов ВГИКа. А музыканты вживую исполняют свои новые произведения.
Некоторые программы – просветительского, научного плана – мы закупаем. Допустим, документальный сериал «Пейзажи сквозь время». Художник прямо в кадре рисует пейзаж и рассказывает об особенностях штриха, цвета и света. Очень необычный сериал. Недавно закупили ряд художественных фильмов, в основном советских, например «Старший сын», где великолепно играют Евгений Леонов, Николай Караченцов, Михаил Боярский. Правда, эти картины демонстрируем только по выходным, считаем, что много хороших фильмов зритель может посмотреть и на других каналах. А вот эксклюзивные передачи, которые ежедневно идут у нас, он не найдет нигде.
Сейчас на канале готовится около 20 новых проектов – «Наука.РФ», «Я изобретатель», «Средняя школа».
– Преимущество канала «Просвещение» еще и в том, что на нем нет рекламы. Интересно, как вы без нее выживаете?
– Мы не отказываемся от рекламы, мы просто ищем свою. Разные телемагазины, реклама потребительских товаров нам не подходят. Представьте, идет передача по философии или культурологии – и вдруг врывается реклама, и человек на 5 минут должен забыть о чем-то высоком и переключиться на шампуни и газированные напитки. Нонсенс! Но можно, во-первых, давать рекламу по европейскому стандарту – в промежутках между программами. А, во-вторых, мы будем давать ту рекламу, которая соответствует концепции канала «Просвещение». Будем рекламировать российскую промышленность, изобретения, выставки, учебные заведения, издательства, книги. Заинтересованы мы и в медицинской рекламе, но никогда не будем рекламировать, скажем, сомнительные БАДы. Или экстрасенсов, которые уже предлагали делать часовую программу, – мы им категорически отказали.
Сейчас на нашем канале в основном бесплатная социальная реклама. Показываем сюжеты, задача которых – позвать в Россию на постоянное место жительства бывших соотечественников из ближнего зарубежья. Создавая «Просвещение», мы изначально не планировали этот проект как коммерческий, выгодный с экономической точки зрения. В первую очередь это социально значимый проект, который должен помочь телезрителю ответить на главный вопрос: «Как найти себя и самореализоваться?»
– Как можно подключиться к вашему каналу, подписаться на него?
– Мы присутствуем в пакете АКАДО «Познавательный», в базовом пакете OnLime, в пакете «Супероптимум» на «Триколор ТВ» и т.д. Сеть распространения телеканала «Просвещение» стремительно возрастает. Сегодня нас уже могут смотреть более 25 миллионов человек. Если ваши читатели не имеют доступа к «Просвещению», но хотели бы его смотреть, они могут обращаться к своим кабельным операторам с просьбой включить наш канал в базовый общедоступный пакет каналов.
Александр ГАВРИЛОВ