Почему плакал Калик?
Копию фильма предоставили французские партнеры. 2-й приз достался «Кочегару» Алексея Балабанова, а 3-й – «Портрету в сумерках» Ангелины Никоновой. Приз зрительских симпатий – у «Generation П» Виктора Гинзбурга, а спецприз – у неконкурсной комедии «Все включено» Эдуарда Радзюкевича.
Но не в призах счастье. Важно то, что более 150 картин – от «Ну, погоди» до классики 20-х годов и цикла «Русский эрос» – было представлено польскому зрителю. Смотрят в Варшаве все с большим интересом, даже если это заезженная копия «Маленькой Веры» с польскими субтитрами. Проходят на редкость интересные обсуждения фильмов, звучат такие вопросы, которые у нас и не задают. Так что это новый взгляд на российско-советское кино.
Руководит фестивалем, который раньше назывался «Спутник над Варшавой», а с этого года разросся до целой Польши и охватит в ближайшее время еще множество городов, красавица Малгожата Шляговска-Скульска. Недавно она представлена к ордену Дружбы Президентом РФ. Любит Малгожата русское кино, а началось все с увлечения Ихтиандром из фильма «Человек-амфибия», когда ей было 10 лет. С мужем Петром Скульским она и придумала «Спутник». Удалось собрать не только отличную программу, добыть копии фильмов в России и других странах, в собственных богатых архивах, но и привезти авторов многих картин. В Варшаве побывали актеры Виктор Сухоруков и Антон Шагин, дебютанты Виктор Шамиров и Константин Буслов, а также классики Андрей Смирнов и Андрей Кончаловский. Собственно, он и открывал фестиваль фильмом «Щелкунчик и Крысиный король». Со сцены говорил о том, что 20 лет назад трудно было представить, что поляки будут стремиться посмотреть российское кино. На банкете он не расставался с Даниэлем Ольбрыхским, который пришел поприветствовать коллег.
Было и два уникальных участника фестиваля. Умелец Юрий Дмитриевич Силаев, собравший в 1957 году вручную первый спутник Земли. О нем сняла фильм «Золотые руки» Людмила Цветкова. После ремесленного училища пришел Юрий на завод, там-то его приметил Сергей Павлович Королев. Так под его руководством и трудился. Придумал приспособление из четырех шаров от пролежней для своей жены, потерявшей первенца. Идею взяли на вооружение, но патент на изобретение так и не оформили. Всю жизнь Юрий Силаев прожил в полной секретности, жена толком не знала, чем он занимается, за границу выезжал всякий раз под новым именем.
Михаил Калик приехал из Израиля, куда пришлось эмигрировать, когда его фильмы уродовала советская цензура. В Варшаве показали его ретроспективу, один из фильмов которой «Любить» оказался не авторской, а изувеченной цензурой копией, из которой изъят отец Александр Мень. Такой «подарок» приготовила российская сторона, на Михаила Калика больно было смотреть.
Проходил фестиваль во Дворце культуры и науки, построенном советским архитектором Львом Рудневым. Это до сих пор самое высокое здание в Варшаве, в стиле сталинских высоток, украшающих Москву.
Светлана ХОХРЯКОВА
Варшава – Москва