САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Картины должно писать с чистой душой

Наверное, таких деревень, небольших, разбросанных на семи ветрах, в России еще довольно много. С маленькими избами, плохонькими дорогами, мартовскими разливами и половодьями, шумливыми тополями с кудрями гнезд грачей, гамом птиц и оглушающей тишиной зимой. Глухих деревенек, отдаленных от городов, телеграфных столбов, больших новостей и редких гостей – почтальонов, но органично связанных со всем миром некими неведомыми нитями жития. Неведомо никому и как весть, долетавшая до глуши, обретала свой образ, выражение, свои крылья и полет, смысл и очертания, и как человек, родившийся в ней, осязался своим знаком и судьбой.

Наверное, таких деревень, небольших, разбросанных на семи ветрах, в России еще довольно много. С маленькими избами, плохонькими дорогами, мартовскими разливами и половодьями, шумливыми тополями с кудрями гнезд грачей, гамом птиц и оглушающей тишиной зимой. Глухих деревенек, отдаленных от городов, телеграфных столбов, больших новостей и редких гостей – почтальонов, но органично связанных со всем миром некими неведомыми нитями жития. Неведомо никому и как весть, долетавшая до глуши, обретала свой образ, выражение, свои крылья и полет, смысл и очертания, и как человек, родившийся в ней, осязался своим знаком и судьбой.

Деревенька Селищи бывшей Пензенской губернии – одна из таких. Она как была, так и осталась напоминанием о загадке России, где во все века, по сказкам, рождались не только дураки, но и гении. Алексей Шалаев – не гений. Просто хороший художник. Как и все из глубинки, и не только в России. Художник сомневающийся и ищущий. Самую дорогую ему картину он написал еще до поступления в художественное училище. Но именно она – «Тихая моя Родина» – и стала пропуском в училище.
Ну что, скажут, в этом особенного, что сын рабочего и крестьянки, родом из этой самой деревеньки Селищи, вдруг почувствовал в себе зов художества? Сложно понять творческую натуру. Откуда все это берется? Всегда удивлялся своему сыну Алеське, маленькому будущему художнику, который в семилетнем возрасте вдруг написал: «У художника есть душа, характер и таланты». Все очень просто. Какая она, эта душа?
«Автопортрет» – типичная дворянская натура. Высокий лоб, борода, усы и – глаза. И какое благородство! Поразительная схожесть с одним из русских царей. И глаза – голубые, глубокие и смотрящие куда-то далеко, вглубь времени.
– Какое там дворянство, – смеялся Алексей Васильевич. – До глубины души, до самой корочки, до кончиков ногтей – самый что ни на есть русский человек от земли. Просто меня наполняет энергия моей земли. Посмотрите на портрет моего отца или деда Андрея. Какой я без моей деревеньки, без моих корней!
Действительно, посмотрите и все поймете. Все ли? Я смотрел и не понимал эту простоту и величие, это спокойствие и неземную силу. Так и хотелось сказать – ей-Богу, не могу понять, откуда берутся эти самородки с верой в душе в спасение Великой России.
– Верую ли я в Бога? – со вздохом вопросил Шалаев то ли у меня, то ли у самого Бога. И сам же ответил: – Художника без Бога не бывает. Когда расписывал купола церквей, осознал это в полной мере. Не пишется, не идет, не клеится без Бога. Думал. Молился. Верил и очищался. Тогда и получилось. Тогда и уразумел, что к Богу и к Вере надо идти осознанно, что иконы должно писать с чистой душой и с чистыми руками. Как и картины иные, впрочем. Однако в священники пойти не решился. Хоть и мысли были, и помыслы появлялись.
А однажды художник влюбился. Безоглядно, как и подобает русской натуре. Влюбился в сестру бывшего сослуживца. И когда их представили друг другу у них дома, когда Нина вошла в комнату, Шалаеву вдруг откуда-то послышалось: «Это – Она!»
– Так и послышалось, ей-Богу, – Алексей Васильевич широко улыбается. – Такую и представлял. Высокая, стройная, длинная коса. Таких я не видел, я только представлял, и вдруг – такое видение! Будто во сне!
Загадочна русская душа. Вернее, что загадает – то и исполнит. Во время студенческой картошки приехал на Житомирщину в первый раз навестить Нину. И вдруг пылко, по-юношески признался в любви и ночью увез, без всякого согласия родителей, с собой в Пензу. Увез в никуда. А точнее – в их Будущее. Так появились мотивы пензенских двориков, материнства, интерьеров со свечой, семейных портретов. Так появилась семья, дочурки Маша и Зоя. И конечно же, «Девушка в голубом сарафане» – картина, которую потом назвали «символом России».
…Стояла еще неглубокая осень. Красивая белорусская осень, с золотой листвой, с прекрасной погодой. В эти дни мы и познакомились с художником. Гостили у нашего приятеля Николая Лютько, в его деревеньке на Витебщине. Бывший военный, суворовец – купил маленький домик в затерявшейся деревеньке Клиники, где клокочет известная на всю округу, ухоженная им криничка, и отстраивал его, бросив город, для себя, для своего внутреннего спокойствия.
Деревеньку вплотную обступал лес, где уже который час мы и бродили. Пахло грибами, прелыми листьями, пожухлой, уставшей за лето травой. Мне почему-то хотелось, чтобы шел мелкий дождик – так уютней, теплей и всегда хорошо думается и говорится. Но дождя не было, а лился дружеский разговор. Распирали душу непонятные чувства. Я долгое время не был на Родине. И от хорошей беседы, пьянящего воздуха как-то щемило сердце. Так не бывает, думалось. Оказалось, мы в одно время служили в армии, в одних и тех же войсках, в одной прибалтийской учебке. И слова, которыми Шалаев облекал свои мысли, были столь мне созвучны, что порой казалось, что думаю я, а говорит он, и – наоборот.
Мы набрали хороших грибов, крепких, ядреных боровичков и подберезовиков и уже подходили к деревеньке, такой узнаваемой по шалаевским картинам, только белорусской, некогда дотла сожженной фашистами. Здесь художника ждали его будущие герои – четверо оставшихся жителей.
– Приезжаю в Беларусь, как домой, – поделился вдруг мыслью Шалаев. – Хочу написать и издать у вас свой альбом. Свой первый настоящий альбом. Для меня это очень важно.
Он замолчал, а потом задал, видимо, давно мучивший его вопрос:
– Так мы будем когда-нибудь вместе?
– Возможно, – осторожно ответил я. – Наверное, мы начинаем понимать, что, и живя отдельно, можно тоже быть тоже вместе.
– Напишете что-нибудь в альбом? – вдруг спросил Шалаев, круто изменив тему разговора. – Так, для памяти, – произнес спокойно, широко и уверенно зашагал по выбитой дороге. А затем напрямик – по некошеной траве – к криничке, будто хотел утолить давно мучавшую жажду природного любопытства.
– Возможно, – нерешительно ответил я, внутренне осознавая, что оценивать такого художника не могу, хотя в душе был согласен с ним и признателен ему за все.
Удивительна славянская душа. Вроде ничего особенного и не сказали, а поговорили о главном.

Владимир БЕЛЬСКИЙ,
член Союза писателей
Беларуси
г. Минск

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Алексей Оверчук и Дмитрий Мезенцев обсудили выполнение Основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства
  2. Сергей Митин: Динамика приобретения техники предприятиями АПК сохраняется за счет господдержки
  3. Прорабатывается визит Лукашенко в Турцию
  4. Журналиста Олега Кашина* объявили в розыск
  5. Вячеслав Володин выразил соболезнования в связи с уходом из жизни генсека ЦК Компартии Вьетнама Нгуен Фу Чонга
  6. Умер генсек ЦК Компартии Вьетнама Нгуен Фу Чонг
  7. В Минской области стартовал трехдневный учебный сбор курсантов МЧС
  8. Путин обсудил с СБ обеспечение безопасности во время крупных мероприятий
  9. Зеленский допустил, что Украина не сможет вернуть силой утраченные территории
  10. Гершковича приговорили к 16 годам колонии
  11. Пленный сообщил, что солдаты ВСУ настроены ближе к РФ, но боятся преследования
  12. В СК предлагают сразу ставить на воинский учет при получении российского гражданства
  13. Открытие Олимпиады в Париже находится под угрозой срыва из-за забастовки
  14. Лукашенко обозначил задачи по сбору урожая в Беларуси
  15. Лукашенко: Ликвидаторы последствий урагана в Беларуси достойны госнаград

МНЕНИЯ

Во Львове убита главная укронацистка

Михаил Васильев

Фарион поплатилась за свою зоологическую ненависть ко всему русскому

Летите, соколы, летите

Павел Родионов

Новость, похожая на анекдот, пришла днях из зоны СВО.

О контроле за миграцией

Вячеслав Володин

Совершенствование миграционного законодательства имеет приоритетное значение для Государственной Думы.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также