САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

И Христос, и Петр Первый…

Экспозиция включает свыше 200 произведений – живописные полотна и  графические работы из крупнейших музеев и частных коллекций России, Беларуси и Украины. Большое полотно «Распятие» из «Страстного цикла» Ге предоставил для выставки Музей Орсе в Париже. Впервые зритель увидел 55 графических листов, приобретенных Третьяковской галереей в частном собрании в Женеве.

Экспозиция включает свыше 200 произведений – живописные полотна и  графические работы из крупнейших музеев и частных коллекций России, Беларуси и Украины. Большое полотно «Распятие» из «Страстного цикла» Ге предоставил для выставки Музей Орсе в Париже. Впервые зритель увидел 55 графических листов, приобретенных Третьяковской галереей в частном собрании в Женеве.

Николай Николаевич Ге родился в Воронеже. Его отец служил в дворянском полку в Санкт-Петербурге, а мать была дочерью ссыльного поляка. Своей необычной фамилией художник обязан деду, французскому дворянину Матье де Ге, эмигрировавшему в Россию во время Великой французской революции. Образование Николай Ге получал на физмате Киевского университета и в Санкт-Петербургской академии художеств. По окончании ее художник был награжден Большой золотой медалью за картину «Аэндорская волшебница вызывает тень пророка Самуила» (1856), которую можно увидеть на выставке. В 1870 году Ге стал членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок, в которых принимал живейшее участие.
Николай Ге работал в разных жанрах. На выставке можно познакомиться с ранее неизвестными его пейзажами – видами Италии и Украины. Итальянские виды своим романтизмом заставляют вспомнить творения гениального Сильвестра Щедрина. Ге был выдающимся портретистом. На выставке представлена целая галерея запечатленных им деятелей русской культуры и науки – И.С. Тургенев, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.И. Герцен, Н.А. Некрасов, Н.И. Костомаров. Лица с живым выражением, виртуозно написанные руки. Руки издавна считались важнейшим элементом портрета. Например, в  биографии Франсиско Гойи говорится, что руки в его портретах оплачивались намного выше, чем лица. Среди женских портретов кисти Ге выделяется «Римлянка» из собрания Государственного художественного музея Беларуси. Портрет изображает молодую брюнетку с красивым и чувственным лицом, освещенную палящим южным солнцем. Здесь же  «Голова мужчины» из Минского художественного музея. На зрителя устремлен проницательный взгляд больших темных глаз. Картина создавалась в Италии в 1868 году как этюд головы Христа для полотна «Христос в Гефсиманском саду».
Теплым дружеским чувством согрет знаменитый портрет Льва Толстого. Писатель изображен в кабинете во время творческого процесса. В руке, лежащей на столе, – перо. В глазах с полуопущенными веками передано бурное движение мысли. На выставке представлен редкий образец пластики Ге – бронзовый бюст Толстого, свидетельствующий о том, что он достиг высоких степеней мастерства и в этом жанре. Лев Толстой был близким другом художника и его духовным наставником.
С писателем художника роднит и повышенное внимание к нравственной подоплеке исторического процесса. Об этом свидетельствует, например, картина «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе». Полотно было заказано художнику к 200-летию со дня рождения императора и экспонировалось в российском павильоне на международной выставке в Лондоне. К работе над ним Ге приступил вскоре после возвращения из Италии, где провел 13 лет. Вернувшись, он «чувствовал во всем и везде след петровской реформы». И под влиянием этих впечатлений задумал картину «Петр и царевич Алексей». Но по мере углубления в исторические документы образ Петра перетерпел эволюцию в сознании художника: «Изучив документы, я увидел, что симпатии быть не может». И как бы он ни убеждал себя, что «общественные интересы у Петра были выше чувств отца», чтобы оправдать его жестокость, все это «убивало идеал».
Человеческое страдание, в особенности за идею, всегда вызывало повышенный интерес художника. И наложило отпечаток на его трактовку образа Христа. Картины Ге, посвященные различным эпизодам из жизни Спасителя, в особенности Его крестным страданиям, отличаются от традиционных образов иконописи или полотен Васнецова и Иванова. Христос Ге – это прежде всего Христос страдающий, погруженный в тягостные раздумья, мощный интеллектуально, но при этом лишенный решительности и энергического порыва. Этим он несколько напоминает «лишних людей», выведенных в романах «моделей» Ге – «Рудин» Тургенева или «Кто виноват?» Герцена. Столь необычная трактовка вызывала неприятие церковных кругов и негативную оценку большинства критиков. Даже его Толстой пожелал, чтобы в «Суде синедриона» художник написал Христа с «простым и добрым лицом».
Однако в это время Ге уже мало считался с общественным мнением, но продолжал вызывать уважение в художественном сообществе. Экспрессивная манера художника, не свойственная его времени, продолжала ошеломлять критиков и публику. В полной мере она была оценена лишь в ХХ веке, когда в Ге увидели предтечу современных модернистских течений, в первую очередь экспрессионизма. Без сомнения, это один из самых ярких религиозных художников в истории искусства.

Владимир
СОКОЛОВСКИЙ,
искусствовед

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Глава секретной службы США Кимберли Читл ушла в отставку после покушения на Трампа
  2. Москвичам начнут платить почти ₽2 млн за контракт с Минобороны
  3. WP: Байден выступит с речью, посвященной решению выйти из президентской гонки
  4. Организации, где учредителями выступают зарубежные госорганы, могут быть признаны в России нежелательными
  5. Вячеслав Володин предложил создать комиссию по вопросам миграционной политики
  6. Илон Маск сравнил блокаторы полового созревания с препаратами для стерилизации
  7. Зеленский заявил, что понимает необходимость завершить конфликт как можно скорее
  8. Порошенко перепутал Майка Джонсона с Майклом Джексоном
  9. Госдума вводит наказание до двух лет лишения свободы за пропаганду наркотиков
  10. Володин: Ротация депутатов, занимающих руководящие должности, позволяет повысить эффективность работы Госдумы
  11. Володин о западной «демократии»: они сами себя съедят
  12. Принят закон о режиме высылки мигрантов из России
  13. Венгрия не одобрит выделение 6,5 млрд евро на оружие Украине из-за остановки транзита нефти
  14. В России семьи с детьми смогут получить остаток маткапитала в виде единовременной выплаты
  15. Владимир Путин провел встречу с новым главой Счетной палаты

Парламентское Собрание

Большая часть союзного бюджета уходит на социальные проекты

От Бреста до Владивостока у каждого должны быть равные возможности для развития, труда и творчества.

МНЕНИЯ

Никому не нужный Джо

Анатолий Заусайлов

В американской гонке за место в Белом доме, что ни неделя, то новый сюжет.

Байден переходит в режим «хромой утки»

Леонид Слуцкий

Еще в субботу хозяин Овального кабинета не собирался выходить из президентской гонки.

Месье Шариковы с дуба рухнули

Олег Зинченко

Скоро Франция как шелудивый пёс начнёт охотиться за собственным хвостом.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также