САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Александр КОЛБЫШЕВ:

Фильм белорусского режиссера Александра Колбышева «Волки», снятый по одноименной повести Александра Чекменева (Гран-при XVII Российского фестиваля «Литература и кино», а также Национального фестиваля белорусских фильмов в Бресте и Международного кинофестиваля в Бердянске, Украина), поднимает проблему острого нравственного выбора, перед которым любой человек оказывается хотя бы раз в жизни. Окруженец Кирилл Полетаев, совершивший побег из эшелона с зэками во время бурана, оказывается в родной деревне, и вчерашние земляки делятся для него на две категории. Люди и звери, излюбленный образ в искусстве, – кто же из «зверей» окажется страшнее настоящих волков?

Фильм белорусского режиссера Александра Колбышева «Волки», снятый по одноименной повести Александра Чекменева (Гран-при XVII Российского фестиваля «Литература и кино», а также Национального фестиваля белорусских фильмов в Бресте и Международного кинофестиваля в Бердянске, Украина), поднимает проблему острого нравственного выбора, перед которым любой человек оказывается хотя бы раз в жизни. Окруженец Кирилл Полетаев, совершивший побег из эшелона с зэками во время бурана, оказывается в родной деревне, и вчерашние земляки делятся для него на две категории. Люди и звери, излюбленный образ в искусстве, – кто же из «зверей» окажется страшнее настоящих волков?

– Как вы нашли эту повесть? Александр Чекменев – ваш друг?
– Не могу так сказать, но мы настолько тонко и проникновенно друг к другу относились, что он действительно был мне как друг. Александру Михайловичу должно было исполниться 75 лет, но его не стало буквально накануне показа фильма на фестивале в Гатчине. Это были очень тяжелые для нас дни. По образованию Александр Чекменев был режиссером игрового кино, окончил ВГИК, но кино не снимал, так сложилась судьба. В 1963 году написал повесть «Волки», которая была опубликована в белорусском журнале «Немига литературная» только в 2003 году. Чекменев рассказывал, что, когда он пытался опубликовать повесть в советское время, его вызывали в КГБ и говорили, что делать это нельзя. А он сам и был прототипом главного героя – подростка Шурки, и все, что описано, произошло с ним самим, за исключением финала. Повесть «Волки» не оставляет человека равнодушным, меня она захватила с головой с первых же строк.
– Эту повесть можно воспринять как философскую вещь – на разных полюсах люди и люди-волки, от кого чего ждать?
– Меня всегда занимает человек в пограничной ситуации, когда в его поступках наиболее ярко проявляется характер. По первой профессии я актер, и когда снимаю кино, примериваю шкуру каждого персонажа на себя, в этом случае и с актерами работать намного проще. Степень напряжения на площадке была велика, каждый ощущал себя ответственным за происходящее, потому что каждому становилось страшно, как только он вдумывался в суть этой  жуткой драмы. И прежде всего я находился под глубоким впечатлением от этого материала, он долго не отпускал меня.
– Когда смотришь ваш фильм, невольно думаешь о том, что на эту тему уже было много написано и снято. Вас не смущал эффект дежавю?
– Да, здесь важно было найти новый поворот. Именно с поиском формы я очень сильно маялся, потому что все персонажи в картине многозначны, и понимаю сейчас, что правильной была моя мысль разбить фильм на главки – «Шурка», «Кузьмич», «Танька». Тогда не возникало бы вопросов. Мне повесть изначально понравилась своей необычностью – как только герой начинает тянуть на себя одеяло, в поле зрения появляется новый, и мы забываем о первом. А потом они соединяются, и мне это очень нравилось, хотя и ломало каноны. Меня это не смущало. Вот вы можете разделить персонажей на тех, кто однозначно не предал бы героя, то есть остался бы в стане «людей», на тех, кто окажется в стане «волков», и кто посредине? На эту тему очень интересно рассуждать, и я на всех обсуждениях говорил, что менее всего хотел бы покрасить персонажей одной краской.
В повести есть эпизод, когда энкавэдэшник (Панин) с Кузьмичом (Гостюхиным) сидят за столом, закусывают огурчиками с чесночком, и поначалу мне хотелось в этой бытовой сцене поиграть с фотографией. В повести было написано, что герой Панина уснул за столом, а из кармана у него торчала фотография, Кузьмич достал ее, а там тот вместе с дочкой, обнимает жену. Но потом мне показалось, что это было бы как дважды два, фотографий и так немало у нас проходит через фильм. А у героя Панина есть своя мера ответственности, его функция – довезти эшелон до места назначения, всех людей по списку. Нет списка – не выполнена задача, не выполнена задача – придется отвечать. Когда люди зацикливаются на каких-то функциях и забывают о том, что они люди, вот это самое страшное, от этого мы и страдаем. У него Орден Красной Звезды, потому что он воевал, в начале войны у нас чуть ли не во всех войсках, я читал у Виктора Суворова, были сотрудники НКВД.
– У вас открытый финал, скажите, что же будет с Анной Захаровной и Шуркой, помогавшими спастись Полетаеву?
–  Вы слышали финальную молитву шепелявой девочки, которую она заканчивает своими словами – «потому что мы люди, а не звери»? Вот это и есть свет в конце тоннеля, в отсутствии которого меня обвиняли критики в Беларуси. Потому что есть надежда, что хотя бы это поколение изживет в себе «зверей» в большей степени. А сегодня, посмотрите, нас же, кроме «Комеди клаб», ничто не интересует, к сожалению, нравственная проблематика – огромная редкость и на телеэкране. «Волков» не взяли на Первом канале, сказали – «не их формат, мрачное кино».
– Откровенно говоря, меня поразил гостюхинский Кузьмич, я думала, он самым правильным будет в спасении этого беглеца, пойдет до конца.
– Говорю же вам, нельзя людей одной краской красить, он хотел и односельчан спасти, где оно, то правило, вы тоже сейчас меня склоняете к межеванию – это лево, это право, а где правильно?! А я вам скажу: жизнь – самое правильное, не надо человека жизни лишать. Кузьмич Полетаеву предлагает сдаться. А тот: «Жить хочу». Он же понимает: сдастся – и его просто прикончат. Самое главное право у человека – право на жизнь. Не мешайте человеку жить – вот в чем пафос нашего фильма. Кстати, история у Полетаева, знаете, какая? Он окруженец, поэтому и в эшелоне оказался. «А что же мне было делать, – рассказывает в повести, –  у нас на 15 человек одна винтовка была?!» Нашли виноватого. Может, он виноват и в том, что война началась? Обыкновенный парень, до войны, говорят о нем, «зубы скалил да баб щупал», вот и все, и мы не делаем из него героя. Просто есть ситуация: человек совершил побег и вверг в этот водоворот всю деревню. И важно было увидеть, как поведут себя люди.
Моему сыну 22 года, он художник, и я не причисляю его к поколению чипсоедов. Он несколько раз посмотрел фильм и нарисовал мне картину на тему «Волков». Вот это самая высокая оценка для меня, потому что он почувствовал мою боль и воспринял то, что я выразил на экране. Оценка близких людей всегда очень важна для меня. Если им нравится, значит, это будут смотреть и зрители. Тем более, я уверен, пройдет время, чипсоеды уйдут, и  появятся люди думающие, мыслящие, способные понять правду друг друга. Скажите, а почему мы должны осуждать партийную активистку Клавдию Ивановну из фильма, которая говорит: «От меня активности требуют». По-своему она тоже права.
– А вы думали о том, что финал мог быть другим в этой истории, они могли его спасти, что-то придумать?
– Тогда не было бы трагедии, уровень и степень сопереживания были бы другими. Знаете, вот я вчера стоял у гроба Александра Михайловича и думал, как несправедлив мир: как бы мы ни переживали за персонажей, для нас это притча, а для него это были родные люди, близкие и понятные. Не будем себя обманывать – жизнь гораздо страшнее и сложнее того, что мы показываем. Знаете, как-то я прочитал криминальную заметку о том, как убивали девушку в подъезде, и на ее крики о помощи никто не открыл дверь. Вот это страшная примета нашего времени. Разве эта история не о том же самом? Но в нашем фильме бабушка с Шуркой не побоялись и впустили Кирилла. А в другой газете меня поразила заметка о том, как Лайма Вайкуле своей собачке брюлики в зубы вставляла. Ну что тут скажешь, кому-то не хватает каких-то тысяч долларов, чтобы ребенка от лейкемии спасти, а мы о брюликах пишем.
Вот и в нашей картине отчасти сказано, что человек – черствое, жуткое создание, и неспроста мы прибегли к такой форме молитвы – «Спаси нас, Господи, помоги нам! Мы же ни во что не верим!» Кстати, молитву эту сочинил Владимир Петрович Заметалин, бывший в то время директором «Беларусьфильма», по сути, он был нашим продюсером. Нет веры внутри – нет Бога в душе, и это самое страшное. А были ли времена более праведные в нашем обозрении, сложно сказать. Меняются декорации, освещение, энергосберегающие лампочки появляются, а человек особо не меняется. Видно, так всегда будет, добро и зло будут в вечном противоборстве. Признаюсь, что мысли обо всем этом страшно мучили меня, не зря я вам о криминальной заметке рассказал. Не дай Бог оказаться в подобной ситуации –  открыл бы я дверь или нет?! Наверное, открыл бы все же, чем бы это закончилось, не знаю, но я бы все же открыл дверь, иначе я бы такое кино не снимал. И, конечно, хотелось бы, чтобы люди, которые посмотрели «Волков», тоже смогли бы открыть дверь человеку, который просит о помощи.

Нина КАТАЕВА,
наш собкор
Гатчина Ленинградской области – Москва

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Владимир Джабаров: Зеленский нуждается в продолжении конфликта с РФ, это его единственный шанс выжить
  2. Александр Лукашенко: Искусственный интеллект может погубить человечество
  3. Александр Лукашенко принимает участие в саммите ОДКБ в Астане
  4. В Астане открылась сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ
  5. Школы протестировали детей мигрантов на знание русского языка
  6. В Киеве после утренней атаки случился транспортный коллапс
  7. ЦБ может повысить ключевую ставку в декабре
  8. В МИД Беларуси выразили обеспокоенность травлей белорусов в Польше
  9. Сергей Лавров на вопрос об ударах ATACMS по РФ: Терпение России заканчивается
  10. Александр Лукашенко призвал вывести партнерство с Мавританией на новый уровень
  11. Владимир Путин и Касым-Жомарт Токаев договорились укреплять стратегическое партнерство
  12. Китайское судно могло намеренно повредить кабели в Балтийском море
  13. 25 украинских беспилотников сбили за ночь над территорией РФ
  14. Белорусские пограничники задержали в Вороновском районе двух мужчин с беспилотниками
  15. Госдума ратифицировала соглашение с Алжиром о сотрудничестве в исследовании космоса

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Миссию наблюдателей от СНГ на выборах президента Беларуси возглавит Сергей Лебедев

На выборах президента Республики Беларусь миссию наблюдателей от СНГ возглавит Генеральный секретарь СНГ Сергей Лебедев. Автор Юлия Толкачева

МНЕНИЯ

Запад собирается воевать до последнего украинца

Анатолий Заусайлов

США настаивают на снижении возрастного порога при мобилизации на Украине

Мясорубка для ВСУ - на полных оборотах!

Михаил Васильев

Потери Вооруженных сил Украины в конфликте с Россией могут достигать полумиллиона

«Орешник» предлагают вырубить

Валерий Чумаков

В российской Википедии пытаются удалить статью о новом ракетном комплексе

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также