САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Время любить

Вручение Национальной театральной премии Республики Беларусь оживило театральную жизнь Беларуси. На сценах белорусских театров состоялось сразу несколько премьер, подтвердивших, что наш театральный потенциал по-прежнему высок.

Вручение Национальной театральной премии Республики Беларусь оживило театральную жизнь Беларуси. На сценах белорусских театров состоялось сразу несколько премьер, подтвердивших, что наш театральный потенциал по-прежнему высок.

Представил свою премьеру и минский Театр киноактера – один из самых любимых зрителями. На его сцене Татьяна Троянович поставила спектакль по «Средству Макропулоса» Карела Чапека. Обращение к классической драматургии, тем более такой сложной и насыщенной, как у Чапека, всегда рискованно для режиссера. Великий мистификатор ХХ века оставил в своих текстах немало загадок и «подводных рифов», окутанных туманом, который не всякому суждено развеять. Это касается и его комедии «Средство Макропулоса». Впрочем, назвать пьесу комедией можно лишь условно. Во внешне комедийный контекст Чапеком ювелирно вписана одна из самых трагичных тем человеческого бытия – отношение человека и жизни. И пусть нас не вводит в заблуждение оценка своей пьесы драматургом – мол, она «совсем без претензий», «написана только так, для порядка» и «к ней не хочется особенно привлекать внимания». Будущий нобелевский лауреат явно скромничал – пьеса «Средство Макропулоса» стала одним из самых знаменитых произведений драматургии и уже около 90 лет идет во многих театрах мира.
Мне довелось видеть «Средства Макропулоса» в разных театрах. И, честно говоря, большого следа в моей душе и памяти они не оставили, кроме разве что великолепной Юлии Борисовой в вахтанговской постановке. Не впечатлил и фильм советских времен с Людмилой Гурченко в заглавной роли, где авторы слишком щедрую дань отдали мистической стороне. Тем интереснее было смотреть премьеру в Театре киноактера, особенно в контексте недавнего оглушительного успеха спектакля Татьяны Троянович «№13».
В любой театральной постановке лично я больше всего ценю так называемый «эффект присутствия». Когда зритель чувствует себя участником представления, причем до такой степени, что готов почти физически вмешаться в события. Вроде ребятишек из известного фильма, пришедших в культпоход на фильм «Чапаев». Как раз такое ощущение, когда «часов не наблюдаешь», было у меня во время просмотра «Средства Макропулоса». И дело не только в теме, поднятой в свое время Чапеком и мастерски интерпретированной «киноактерами».
Безусловно, вопрос – стоит ли жить на этой земле вечно, да и просто очень долго, не потерял интереса и в наше суетное время: нам действительно очень важно хоть на мгновение остановиться и всерьез задуматься над смыслом бытия. Но «эффект присутствия» работает только тогда, когда зритель (гость) чувствует со стороны «хозяев» искреннее к себе уважение и любовь, причем желательно  конкретно к себе любимому. Именно тогда исчезает стена между ним и самыми звездными актерами. Парадокс, наверное, в том, что люди, профессия которых – играть роли, в такие моменты словно избавляют нас на время от наших собственных ролевых функций – начальника, отца, учителя,  жены, которые мы исполняем порой с большим напряжением, и возвращают к своему естеству. Именно в такую атмосферу окунает  премьера «Театра киноактера».
И здесь впору сказать об актерской команде, очень талантливой и обаятельной. На сцене солировала блистательная Вера Полякова, героине которой женская половина зрителей в эти минуты просто не могла не завидовать, а мужская – не влюбиться в нее. И это притом, что образ Эмилии Марти – пожалуй, один из самых заковыристых в мировой драматургии. Такие роли обладают мощной внутренней пружиной, которую важно не только нащупать, но и удержать под контролем – не дать «выстрелить» преждевременно. С чем Полякова справилась мастерски. В финале актриса устроила настоящий мини-бенефис, выдав мощный энергетический заряд, не поддаться которому было невозможно.
Впрочем, минский Театр киноактера изначально славится тем, что исполнители играют на глубоком «нерве». Но на этот раз актеры словно старались превзойти самих себя. Главной героине вдохновенно ассистировали Владимир Грицевский, который, на мой взгляд, сыграл в спектакле одну из лучших своих ролей, обаятельный Александр Бранкевич, элегантный Анатолий Терпицкий, брутальный Петр Юрченков-младший. Хотя спектакль, на мой взгляд, все же скорее режиссерский. Наслаждаясь профессиональной режиссерской работой, классной игрой актеров, снова вспомнил известную фразу о «пророке в своем отечестве». Для Беларуси она более чем актуальна. Нередко зрители выкладывают едва ли не месячный бюджет за билеты на представления заезжих звезд, не оказывая должной чести высокому, давно уже европейскому, уровню собственных талантов. Татьяне Троянович удалось развеять мистический туман в пьесе Чапека. Философскую сверхзадачу драматурга режиссер решает в современном ключе, добавляя динамики и ритма и избавляя пьесу от  архаичных деталей. И все это не в ущерб замыслу автора – помочь нам ценить жизнь такой, какая она есть, прямо здесь и сейчас.
Разумеется, после спектакля мы не получили готовых ответов на вопросы, поставленные Чапеком. Впрочем, и сам автор писал когда-то, что своей пьесой всего лишь хотел вселить в души зрителей жизненный оптимизм, который, по его словах, «бывает двух родов: один жаждет подлинного рая, второй  ищет  повсюду хотя бы частицы относительного добра». Как видим, в замыслах драматурга – хорошая, по-человечески скромная программа – никакого экстремизма. И как бы несовременно ни звучало, а не в этом ли и есть главная задача всякого искусства, в том числе и театрального, – искать эти неуловимые «частицы относительного добра», а я бы еще добавил – «частицы любви»? Нет сомнения, команда Татьяны Троянович, создавшая новую версию «Средства Макропулоса», частиц этих – поистине золотого песка – смогла «намыть» в своей работе немало. Об этом свидетельствовали сияющие глаза  зрителей после спектакля.

Алесь
ГИБОК-ГИБКОВСКИЙ

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Александр Лукашенко подписал Указ о помиловании 30 лиц, осужденных за преступления протестной направленности
  2. Мост через реку Сейм в Глушковском районе Курской области уничтожен после удара
  3. В Киеве с постамента памятника воинам-афганцам забрали БМП
  4. Генштаб Беларуси сообщил об усилении ВС на границе с Украиной после атаки на Курскую область
  5. В Курской области погибли два волонтера ОНФ из Донецка
  6. Российский солдат сжег украинскую БМП-1 прямо под носом у солдат ВСУ в Курской области
  7. Российские ПВО уничтожили 12 ракет ATACMS, выпущенных по Крымскому мосту
  8. СК Беларуси начал дело против комика Комиссаренко
  9. Владимир Путин 18-19 августа посетит Азербайджан
  10. Владимир Путин обсудил с членами Совбеза новые технические решения, применяемые в ходе СВО
  11. ВСУ нанесли удар по ТЦ «Галактика» в Донецке
  12. Александр Лукашенко принял с докладом председателя Совета Республики Наталью Кочанову
  13. Сергей Пахомов: Ужесточение порядка сдачи жилья приведет в чувство собственников
  14. В Беларуси подготовились к мероприятиям на случай оспы обезьян
  15. Объём ВВП Беларуси в январе-июле вырос на 5,5%

Парламентское Собрание

Олег Гайдукевич: Теракты нужны, чтобы продолжать воровать деньги

Нападение на Курскую область киевский режим также совершил, чтобы убедить Белый дом не прекращать финансовую и военную помощь.

Политика

Владимир Путин - о нападении ВСУ на Курскую область: Противник, безусловно, получит достойный ответ

Киевский режим, напав на мирное население и создавая угрозы на ядерных объектах, уничтожает возможность переговоров.

МНЕНИЯ

Курская область как момент истины

Михаил Васильев

Отвратительное глумление над пожилым мужчиной со стороны двух вэсэушников, переодетых в нацистскую форму, не оставило нам выбора – киевский режим должен быть уничтожен.

Нацизм не прошел

Павел Родионов

Фрицы рискнули было показать свое истинное рыло, но испугавшись мощного антифашистского наката спрятали его обратно.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также