САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Время любить

Вручение Национальной театральной премии Республики Беларусь оживило театральную жизнь Беларуси. На сценах белорусских театров состоялось сразу несколько премьер, подтвердивших, что наш театральный потенциал по-прежнему высок.

Вручение Национальной театральной премии Республики Беларусь оживило театральную жизнь Беларуси. На сценах белорусских театров состоялось сразу несколько премьер, подтвердивших, что наш театральный потенциал по-прежнему высок.

Представил свою премьеру и минский Театр киноактера – один из самых любимых зрителями. На его сцене Татьяна Троянович поставила спектакль по «Средству Макропулоса» Карела Чапека. Обращение к классической драматургии, тем более такой сложной и насыщенной, как у Чапека, всегда рискованно для режиссера. Великий мистификатор ХХ века оставил в своих текстах немало загадок и «подводных рифов», окутанных туманом, который не всякому суждено развеять. Это касается и его комедии «Средство Макропулоса». Впрочем, назвать пьесу комедией можно лишь условно. Во внешне комедийный контекст Чапеком ювелирно вписана одна из самых трагичных тем человеческого бытия – отношение человека и жизни. И пусть нас не вводит в заблуждение оценка своей пьесы драматургом – мол, она «совсем без претензий», «написана только так, для порядка» и «к ней не хочется особенно привлекать внимания». Будущий нобелевский лауреат явно скромничал – пьеса «Средство Макропулоса» стала одним из самых знаменитых произведений драматургии и уже около 90 лет идет во многих театрах мира.
Мне довелось видеть «Средства Макропулоса» в разных театрах. И, честно говоря, большого следа в моей душе и памяти они не оставили, кроме разве что великолепной Юлии Борисовой в вахтанговской постановке. Не впечатлил и фильм советских времен с Людмилой Гурченко в заглавной роли, где авторы слишком щедрую дань отдали мистической стороне. Тем интереснее было смотреть премьеру в Театре киноактера, особенно в контексте недавнего оглушительного успеха спектакля Татьяны Троянович «№13».
В любой театральной постановке лично я больше всего ценю так называемый «эффект присутствия». Когда зритель чувствует себя участником представления, причем до такой степени, что готов почти физически вмешаться в события. Вроде ребятишек из известного фильма, пришедших в культпоход на фильм «Чапаев». Как раз такое ощущение, когда «часов не наблюдаешь», было у меня во время просмотра «Средства Макропулоса». И дело не только в теме, поднятой в свое время Чапеком и мастерски интерпретированной «киноактерами».
Безусловно, вопрос – стоит ли жить на этой земле вечно, да и просто очень долго, не потерял интереса и в наше суетное время: нам действительно очень важно хоть на мгновение остановиться и всерьез задуматься над смыслом бытия. Но «эффект присутствия» работает только тогда, когда зритель (гость) чувствует со стороны «хозяев» искреннее к себе уважение и любовь, причем желательно  конкретно к себе любимому. Именно тогда исчезает стена между ним и самыми звездными актерами. Парадокс, наверное, в том, что люди, профессия которых – играть роли, в такие моменты словно избавляют нас на время от наших собственных ролевых функций – начальника, отца, учителя,  жены, которые мы исполняем порой с большим напряжением, и возвращают к своему естеству. Именно в такую атмосферу окунает  премьера «Театра киноактера».
И здесь впору сказать об актерской команде, очень талантливой и обаятельной. На сцене солировала блистательная Вера Полякова, героине которой женская половина зрителей в эти минуты просто не могла не завидовать, а мужская – не влюбиться в нее. И это притом, что образ Эмилии Марти – пожалуй, один из самых заковыристых в мировой драматургии. Такие роли обладают мощной внутренней пружиной, которую важно не только нащупать, но и удержать под контролем – не дать «выстрелить» преждевременно. С чем Полякова справилась мастерски. В финале актриса устроила настоящий мини-бенефис, выдав мощный энергетический заряд, не поддаться которому было невозможно.
Впрочем, минский Театр киноактера изначально славится тем, что исполнители играют на глубоком «нерве». Но на этот раз актеры словно старались превзойти самих себя. Главной героине вдохновенно ассистировали Владимир Грицевский, который, на мой взгляд, сыграл в спектакле одну из лучших своих ролей, обаятельный Александр Бранкевич, элегантный Анатолий Терпицкий, брутальный Петр Юрченков-младший. Хотя спектакль, на мой взгляд, все же скорее режиссерский. Наслаждаясь профессиональной режиссерской работой, классной игрой актеров, снова вспомнил известную фразу о «пророке в своем отечестве». Для Беларуси она более чем актуальна. Нередко зрители выкладывают едва ли не месячный бюджет за билеты на представления заезжих звезд, не оказывая должной чести высокому, давно уже европейскому, уровню собственных талантов. Татьяне Троянович удалось развеять мистический туман в пьесе Чапека. Философскую сверхзадачу драматурга режиссер решает в современном ключе, добавляя динамики и ритма и избавляя пьесу от  архаичных деталей. И все это не в ущерб замыслу автора – помочь нам ценить жизнь такой, какая она есть, прямо здесь и сейчас.
Разумеется, после спектакля мы не получили готовых ответов на вопросы, поставленные Чапеком. Впрочем, и сам автор писал когда-то, что своей пьесой всего лишь хотел вселить в души зрителей жизненный оптимизм, который, по его словах, «бывает двух родов: один жаждет подлинного рая, второй  ищет  повсюду хотя бы частицы относительного добра». Как видим, в замыслах драматурга – хорошая, по-человечески скромная программа – никакого экстремизма. И как бы несовременно ни звучало, а не в этом ли и есть главная задача всякого искусства, в том числе и театрального, – искать эти неуловимые «частицы относительного добра», а я бы еще добавил – «частицы любви»? Нет сомнения, команда Татьяны Троянович, создавшая новую версию «Средства Макропулоса», частиц этих – поистине золотого песка – смогла «намыть» в своей работе немало. Об этом свидетельствовали сияющие глаза  зрителей после спектакля.

Алесь
ГИБОК-ГИБКОВСКИЙ

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. МО: для отражающих атаки ВСУ у Курской области организовали тыловое обеспечение
  2. Володин: Главная проблема в сфере детского отдыха — отсутствие единой системы его организации
  3. ПВО Беларуси 9 августа сбила над Могилевской областью 13 украинских БПЛА
  4. Смирнов: ВСУ применили химическое оружие в Беловском районе Курской области
  5. Смирнов: 12 гражданских погибли, 121 человек ранен в результате атак ВСУ в Курской области
  6. Путин: Киев действиями в Курской области пытается улучшить свои переговорные позиции в будущем
  7. Ольга Германова: У боли нет срока давности
  8. Валуев: Началась подготовка к запуску круизов по Байкалу на электрических судах
  9. Белоусов и Хренин обсудили текущую военно-политическую обстановку
  10. Лукашенко согласовал назначение первого зампредседателя Витебского облисполкома и глав четырех райисполкомов
  11. Плякин: Скопилось много обращений от граждан и ответов органов власти на обращения
  12. Путин: Уникальное российское оружие доказало свою эффективность на поле боя
  13. В Белгородской области началась эвакуация жителей Краснояружского района
  14. Белорусско-российские консультации по безопасности пройдут в Москве
  15. Александр Лукашенко посетил агрокомбинат «Юбилейный» в Оршанском районе Витебской области

Парламентское Собрание

На средства бюджета Союзного государства лечат ветеранов войны и боевых действий

Задействованы три белорусских и два российских санатория.

Политика

Вячеслав Володин: Должны окружить заботой тех, кто защищает страну

Семьям военнослужащих нужно создать хорошие условия. Но и за благоустройство быта гражданских спрос тоже будет жестким.

МНЕНИЯ

Ядерный шантаж

Анатолий Заусайлов

Украина, похоже, не против ввергнуть мир в хаос.

Галкин* каркает про Курск

Михаил Васильев

Лицемер пытается оправдать свое равнодушие к трагедии, кивая на российских заезд.

Тикайте, хлопцы…

Анатолий Заусайлов

Немецкие власти готовы оправить украинских беженцев на передовую

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также