САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Время любить

Вручение Национальной театральной премии Республики Беларусь оживило театральную жизнь Беларуси. На сценах белорусских театров состоялось сразу несколько премьер, подтвердивших, что наш театральный потенциал по-прежнему высок.

Вручение Национальной театральной премии Республики Беларусь оживило театральную жизнь Беларуси. На сценах белорусских театров состоялось сразу несколько премьер, подтвердивших, что наш театральный потенциал по-прежнему высок.

Представил свою премьеру и минский Театр киноактера – один из самых любимых зрителями. На его сцене Татьяна Троянович поставила спектакль по «Средству Макропулоса» Карела Чапека. Обращение к классической драматургии, тем более такой сложной и насыщенной, как у Чапека, всегда рискованно для режиссера. Великий мистификатор ХХ века оставил в своих текстах немало загадок и «подводных рифов», окутанных туманом, который не всякому суждено развеять. Это касается и его комедии «Средство Макропулоса». Впрочем, назвать пьесу комедией можно лишь условно. Во внешне комедийный контекст Чапеком ювелирно вписана одна из самых трагичных тем человеческого бытия – отношение человека и жизни. И пусть нас не вводит в заблуждение оценка своей пьесы драматургом – мол, она «совсем без претензий», «написана только так, для порядка» и «к ней не хочется особенно привлекать внимания». Будущий нобелевский лауреат явно скромничал – пьеса «Средство Макропулоса» стала одним из самых знаменитых произведений драматургии и уже около 90 лет идет во многих театрах мира.
Мне довелось видеть «Средства Макропулоса» в разных театрах. И, честно говоря, большого следа в моей душе и памяти они не оставили, кроме разве что великолепной Юлии Борисовой в вахтанговской постановке. Не впечатлил и фильм советских времен с Людмилой Гурченко в заглавной роли, где авторы слишком щедрую дань отдали мистической стороне. Тем интереснее было смотреть премьеру в Театре киноактера, особенно в контексте недавнего оглушительного успеха спектакля Татьяны Троянович «№13».
В любой театральной постановке лично я больше всего ценю так называемый «эффект присутствия». Когда зритель чувствует себя участником представления, причем до такой степени, что готов почти физически вмешаться в события. Вроде ребятишек из известного фильма, пришедших в культпоход на фильм «Чапаев». Как раз такое ощущение, когда «часов не наблюдаешь», было у меня во время просмотра «Средства Макропулоса». И дело не только в теме, поднятой в свое время Чапеком и мастерски интерпретированной «киноактерами».
Безусловно, вопрос – стоит ли жить на этой земле вечно, да и просто очень долго, не потерял интереса и в наше суетное время: нам действительно очень важно хоть на мгновение остановиться и всерьез задуматься над смыслом бытия. Но «эффект присутствия» работает только тогда, когда зритель (гость) чувствует со стороны «хозяев» искреннее к себе уважение и любовь, причем желательно  конкретно к себе любимому. Именно тогда исчезает стена между ним и самыми звездными актерами. Парадокс, наверное, в том, что люди, профессия которых – играть роли, в такие моменты словно избавляют нас на время от наших собственных ролевых функций – начальника, отца, учителя,  жены, которые мы исполняем порой с большим напряжением, и возвращают к своему естеству. Именно в такую атмосферу окунает  премьера «Театра киноактера».
И здесь впору сказать об актерской команде, очень талантливой и обаятельной. На сцене солировала блистательная Вера Полякова, героине которой женская половина зрителей в эти минуты просто не могла не завидовать, а мужская – не влюбиться в нее. И это притом, что образ Эмилии Марти – пожалуй, один из самых заковыристых в мировой драматургии. Такие роли обладают мощной внутренней пружиной, которую важно не только нащупать, но и удержать под контролем – не дать «выстрелить» преждевременно. С чем Полякова справилась мастерски. В финале актриса устроила настоящий мини-бенефис, выдав мощный энергетический заряд, не поддаться которому было невозможно.
Впрочем, минский Театр киноактера изначально славится тем, что исполнители играют на глубоком «нерве». Но на этот раз актеры словно старались превзойти самих себя. Главной героине вдохновенно ассистировали Владимир Грицевский, который, на мой взгляд, сыграл в спектакле одну из лучших своих ролей, обаятельный Александр Бранкевич, элегантный Анатолий Терпицкий, брутальный Петр Юрченков-младший. Хотя спектакль, на мой взгляд, все же скорее режиссерский. Наслаждаясь профессиональной режиссерской работой, классной игрой актеров, снова вспомнил известную фразу о «пророке в своем отечестве». Для Беларуси она более чем актуальна. Нередко зрители выкладывают едва ли не месячный бюджет за билеты на представления заезжих звезд, не оказывая должной чести высокому, давно уже европейскому, уровню собственных талантов. Татьяне Троянович удалось развеять мистический туман в пьесе Чапека. Философскую сверхзадачу драматурга режиссер решает в современном ключе, добавляя динамики и ритма и избавляя пьесу от  архаичных деталей. И все это не в ущерб замыслу автора – помочь нам ценить жизнь такой, какая она есть, прямо здесь и сейчас.
Разумеется, после спектакля мы не получили готовых ответов на вопросы, поставленные Чапеком. Впрочем, и сам автор писал когда-то, что своей пьесой всего лишь хотел вселить в души зрителей жизненный оптимизм, который, по его словах, «бывает двух родов: один жаждет подлинного рая, второй  ищет  повсюду хотя бы частицы относительного добра». Как видим, в замыслах драматурга – хорошая, по-человечески скромная программа – никакого экстремизма. И как бы несовременно ни звучало, а не в этом ли и есть главная задача всякого искусства, в том числе и театрального, – искать эти неуловимые «частицы относительного добра», а я бы еще добавил – «частицы любви»? Нет сомнения, команда Татьяны Троянович, создавшая новую версию «Средства Макропулоса», частиц этих – поистине золотого песка – смогла «намыть» в своей работе немало. Об этом свидетельствовали сияющие глаза  зрителей после спектакля.

Алесь
ГИБОК-ГИБКОВСКИЙ

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Сергей Собянин открыл Троицкую линию метро от БКЛ до Коммунарки
  2. Минобороны: ВС РФ сбили три украинских беспилотника
  3. США перед уходом Джо Байдена с поста президента отправят Киеву 1,25 миллиарда долларов
  4. Минобороны: В России завершился осенний призыв солдат на срочную службу
  5. Владимир Джабаров: Дональд Трамп не совсем понимает, как закончить конфликт на Украине
  6. Владимир Путин провел телефонный разговор с Ильхамом Алиевым
  7. Вячеслав Володин: Независимо от того, какая партия и программные цели, для всех главное — страна, граждане, решение их вопросов
  8. Владимир Путин проводит оперативное совещание с постоянными членами Совета Безопасности
  9. Вячеслав Володин: Депутаты ждут от правительства четыре законопроекта по реализации послания президента Федеральному Собранию
  10. Владимир Путин подписал закон о переименовании Ростова в Ростов Великий
  11. Владимир Путин: Самое главное — благополучие российского народа, уровень жизни, стабильность
  12. Вячеслав Володин рассказал о законодательных решениях, направленных на защиту суверенитета
  13. Вячеслав Володин: Борьба с мошенничеством будет приоритетной темой для депутатов
  14. Словакия отключит Украине электроэнергию, если прекратятся поставки газа
  15. В Минске объявлены победители конкурса академий наук Союзного государства

Парламентское Собрание

Ольга Германова приступила к обязанностям председателя Комиссии Парламентского Собрания по науке и образованию

Ольга Германова, депутат Госдумы и член комиссии Парламентского собрания по науке и образованию, сообщила, что она приступила к своим обязанностям в Союзном государстве.

Политика

Полковник СВР в отставке Андрей Безруков для «СВ»: Мы скоро увидим крах многих режимов

Профессор МГИМО, полковник службы внешней разведки в отставке Андрей Безруков в беседе с «СВ» сделал прогноз на будущее для некоторых ближневосточных стран.

МНЕНИЯ

Безумие Зеленского

Анатолий Заусайлов

На днях он дал трехчасовое американскому блогеру Лексу Фридману, во время которого оскорблял всех и матерился.

Курахово взяли под Рождество

Михаил Васильев

В чем значение освобожденного города на Донбассе

Старик Хоттабыч отдыхает

Павел Родионов

В советское время, помнится, по телевизору по несколько раз в год по разным каналам любили крутить комедию «Праздник святого Йоргена».

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также