Большой театр открыт
Уже прошла почти неделя после этого торжества, а в печати и в кулуарах продолжают обсуждать нюансы эпопеи с реставрацией, эмоции в связи с гала-концертом, а заодно и скандалы, которыми незамедлительно обрастает всякое большое деяние.
На реконструкцию Большого театра, которая началась в 2005 году, был истрачен 21 млрд рублей, в ней участвовало около 1000 человек. В результате площадь театра увеличилась вдвое – до 80 тысяч квадратных метров. В зале восстановили уникальную акустику. Сцену по объему сравнивают сейчас с 6-этажным домом, она полностью компьютеризирована, и перед спектаклем режиссер все может проверить «в цифре».
Кроме того, у театра появилась подземная часть, где на складе будут храниться декорации ближайших спектаклей. Бетховенский зал, предназначенный для репетиций хора, оркестра и концертных программ, перенесен под землю. Подвижные платформы дадут возможность маневров, а отличная акустика позволит устроить там студию звукозаписи. С особой ответственностью реставраторы восстанавливали интерьеры XIX века – очищены от краски росписи Белого фойе, а в Круглом зале и Императорском фойе вновь появились люстры и вензеля Николая Романова, гобелены и жаккардовые ткани. Нанося позолоту, 156 специалистов истратили около 4,5 кг золота на 981 квадратный метр покрытия. «Я была в Милане, Париже, в других театрах мира. Но то, что увидела в Москве, превосходит всё! Это – история, это – традиция», – заключила представительница страны belcanto – ослепительная Моника Беллуччи.
Церемонию открытия возглавил Президент России Дмитрий Медведев. Зрительный зал был заполнен политиками, бизнесменами, в меньшей степени деятелями культуры. Телекамеры не уставали показывать почетных гостей – Елену Образцову, Майю Плисецкую, Галину Вишневскую, Зураба Соткилаву… Немало было зарубежных именитых гостей. Прямая трансляция велась на 36 стран Европы, Америки и Азии. Дмитрий Медведев сказал, что с реставрацией «национального сокровища» «все получилось великолепно» и пожелал артистам сохранить «дух Большого театра».
Что они и взялись демонстрировать, под руководством режиссера Дмитрия Чернякова сразу после слов президента. Зрители увидели сцены из популярных балетов советских времен – танец басков из «Пламени Парижа», фрагмент «Половецких плясок» из «Князя Игоря», танго из балета Шостаковича «Золотой век». В сцене «Аппиевой дороги» из балета «Спартак» солировал молодой танцовщик Иван Васильев. Кульминацией концерта стало исполнение адажио из «Лебединого озера» Светланой Захаровой и Андреем Уваровым. Балетная труппа Большого выглядела блестяще. Чего не скажешь об опере. Пели в основном приглашенные звезды – «наш» баритон Дмитрий Хворостовский и три сопрано – Виолетта Урмана из Литвы, Натали Дессей из Франции, Анжела Георгиу из Румынии. Иностранки пели по-русски, но горячих аплодисментов не сорвал никто. В манере аплодировать публика была так же чопорна, как во время прохода по красной дорожке. Что поразило всех, так это компьютерные технологии в создании декоративной среды, управлял которыми режиссер Андрей Болотин.
Но в антракте с уст публики не сходило имя Николая Цискаридзе. Ведущего солиста балета и педагога Большого театра не было ни среди публики, ни на сцене. И все из-за того, обсуждали, что он раскритиковал реставрацию, назвав ее «вандализмом», да и в адрес руководства театра направил немало стрел.
По мнению народного артиста СССР Зураба Соткилавы, постановка гала-концерта была «скучной, надуманной» и, главное – не оправдывающей тех средств, которые были на нее затрачены (120 млн рублей). Приглашение «чужих» оперных певцов его по-настоящему возмутило: «В Большом театре есть свои замечательные голоса, которые прозвучали бы гораздо лучше». Соткилава отметил недобрую тенденцию «властей театра», когда артистов делят на два лагеря: «Если ты наш – тебе дадут петь, а если нет – не дадут».
Народной артистке СССР Елене Образцовой реставрация понравилась – «ничего вычурного, все очень изящно и элегантно». А сам концерт, увы, не впечатлил. По ее мнению, «на открытие в первую очередь должны были пригласить артистов Большого театра. В зале же сидела совершенно не театральная публика».
Нина КАТАЕВА