И мэтры, и юные...
С каждым годом музыкальный фейерверк от мэтра классической музыки расширяет свой творческий диапазон, удивляя белорусских зрителей экспериментами. Так было и в этом году.
Фестиваль Юрия Башмета – одно из самых значимых и ожидаемых музыкальных событий в Беларуси. Худрук Ростислав Кример любит называть этот форум «счастливо рожденным ребенком». И «ребенок» этот растет и крепнет с каждым годом, привлекая к себе внимание все новых артистов. Билеты на концерты раскупаются задолго до начала фестиваля. Немудрено! Здесь можно услышать таких именитых музыкантов, как латвийский скрипач Гидон Кремер, российский пианист Николай Луганский, итальянский флейтист Массимо Мерчелли, немецкий альтист Нильс Менкемейер. Настоящий парад звезд!
– Неспроста фестиваль родился в Беларуси – в стране с колоссальными традициями, – говорит Юрий Абрамович. – Здесь всегда был естественный баланс интереса публики и ответственности организаторов. Эта гармония говорит о синтезе образованности и душевности, об общем языке, на котором мы говорим.
В этом году открытие прошло в виде музыкально-циркового шоу в столичном цирке. Юрий Башмет в сопровождении Государственного симфонического оркестра Беларуси под управлением народного артиста Беларуси Александра Анисимова исполнил одно из самых известных произведений для солирующего альта – симфонию Берлиоза «Гарольд в Италии» и музыку балетов Чайковского «Щелкунчик», «Спящая красавица» и «Лебединое озеро». Потом под куполом развернулось целое цирковое представление в исполнении лучших артистов мирового цирка. Для кого-то может показаться странным такое сочетание двух искусств. Но для самого Башмета это естественно, предложение открыть фестиваль в цирке он принял сразу же. Говорит, под куполом музыка звучит совершенно по-другому. Да и против синтеза разных направлений музыки мэтр ничего не имеет против.
– На закрытие фестиваля пригласили известную украинскую рок-группу «Океан Эльзи», – говорит Юрий Абрамович. – И тот, кто не любит классическую музыку, все равно ее услышал, после «Океана Эльзи» на сцене выступил симфонический оркестр, – улыбается мэтр. – Мы зря критикуем сочетание различной музыки. Взять хотя бы Ванессу Мэй. Девушка в короткой юбке с электрической скрипкой. Казалось бы, о каком высоком искусстве здесь можно говорить?! Но, возможно, именно благодаря ей кто-то впервые услышит «Поры года» Вивальди.
Как всегда, организаторы фестиваля предоставили возможность молодым артистам выступить на одной сцене с мэтрами. Ростислав Кример и Юрий Башмет верят: это помогает не только повысить уровень исполнительского мастерства, но и способствует укреплению связей в области международного культурного сотрудничества. В третий раз во время фестиваля прошла Молодежная музыкальная академия стран СНГ – с мастер-классами, индивидуальными занятиями и творческими встречами для начинающих исполнителей – стипендиатов и лауреатов Специального фонда Президента Беларуси по поддержке талантливой молодежи, а также молодых дарований из СНГ при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
– Музыкальную молодежную академию можно назвать еще одним любимым «ребенком». Приятно осознавать, что он растет, путешествует по разным городам, – говорит Юрий Башмет. – К слову, мы можем считать себя уже дедушками и бабушками – ведь в нынешнем году нам удалось провести Первую детскую музыкальную академию стран СНГ. Она прошла на территории Самарской области – в городах Самара, Новокуйбышевск и Тольятти.
Основная цель музыкальных академий, впрочем, как и фестиваля Юрия Башмета в целом, – всесторонне развивать культурные связи между Россией и другими странами СНГ. «Над творчеством не властны границы, – рассуждает маэстро. – И то, что связывает наши страны, не зависит от политического строя. Единение музыкантов было моей многолетней мечтой».
Людмила МИНКЕВИЧ