Джаз в Коктебеле
Последнее время на всем постсоветском пространстве то там, то здесь как грибы после дождя появляются новые музыкальные фестивали. Некоторые из них также внезапно исчезают, как и возникли, но некоторые живут долго, закрепившись в своей нише. Украина – не исключение, более того, пожалуй, именно тут обилие фестивалей в их форматном разнообразии способно удовлетворить каждого. Главная задача музыкальных гурманов – следить за новостями, датами и поспевать ездить на эти музыкальные тусовки.
Одним из самых заметных музыкальных фестивалей Украины стал «Джаз Коктебель», сумев обрести популярность и своего слушателя практически с самого своего основания в 2003 году. Название говорит само за себя. Во-первых, фестиваль в основе своей джазовый, хотя с каждым годом все более и более расширяет форматные рамки, включая в программу помимо джаза музыку вряд ли к нему близкую, но неизменно качественную и самобытную. Во-вторых, постоянной фестивальной локацией является Коктебель – давнее место обитания богемной публики еще с тех пор, как Максимилиан Волошин поселился здесь у подножия Кара-Дага.
Хорошая музыка, сплоченная команда, удачное место и время проведения – вот формула успеха «Джаз Коктебеля», которой он обязан долголетием. Фестиваль проводится ежегодно в середине сентября. Именно в тот момент, когда наиболее свежи воспоминания лета и очень хочется его продолжить. Как формулируют сами организаторы: «Джаз Коктебель» – это культурный вояж в бархатный сезон».
А еще «Джаз Коктебель» сегодня – это 3 полноценные сцены, более 50 концертов и десятки тысяч гостей. По-прежнему самой оригинальной площадкой фестиваля остается Волошинская сцена, расположенная в саду Дома-музея Волошина. Ее оригинальность – и в том, что не всякий Дом-музей на свои газоны впустит «чужих»; и в том, что джазовые звезды выступают на расстоянии вытянутой руки от публики; и в том, что в одной программе после мэтров на сцену выходят молодые музыканты и срывают не меньшие овации, чем «старики». Но всему есть объяснения. В конце концов это Дом-музей большого оригинала Серебряного века Максимилиана Волошина, раскрывшего его двери еще тогда «навстречу всех дорог», созданный им для общения и творчества. Во-вторых, сам джаз никогда не был музыкой официоза, а был скорее его оппонентом и насмешником. В этот раз здесь можно было погрузиться в магию музыки таких мировых грандов джазовой и импровизационной музыки, как Оливер Лэйк, Анна Кристофферсон, Абрахам Бертон, Юрий Кузнецов, Дэбби Дэвис, и многих других великолепных творцов.
Главной же фестивальной площадкой, по традиции, была самая масштабная NuJazz’овая сцена, построенная прямо на галечном пляже в конце длинной набережной за мысом Юнги. Именно тут происходили самые ожидаемые и громкие в прямом и переносном смысле музыкальные события фестиваля, слышные аж до дикого пляжа, на котором расположилась целая палаточная страна. Среди них и концерт безумно популярных Parov Stellar, и недавно воссоединившихся британцев Red Snapper, и польской этно-джазовой дивы Анны Марии Йопек, и уже завсегдатая фестиваля, безумно обаятельного Карла Фриерсона из De Phazz, и девушки-эльфа из Литвы Алины Орловой, и колоритного Billy’s Band’а из Питера, и, наконец, так называемого «неформатного» хэд-лайнера фестиваля группы «Аквариум». Кстати, как стало известно на пресс-конференции, Гребенщиков решил принять приглашение на «Джаз Коктебель-2011» после того, как ему разрекламировали фестиваль его друзья и коллеги по рок-цеху из группы «АукцЫон», выступавшие здесь в прошлом году.
Кроме уже известных широкой публике групп, на сцене NuJazz выступили не менее профессиональные и интересные музыканты, чьи имена фестивальная публика услышала впервые, но, как это случалось с большинством привезенных сюда команд, запомнила надолго. Это и потрясающий коллектив из Голландии The State of Monc – мужской квинтет во главе с харизматичным трубачом, сравнимым, пожалуй, по мощности с танком, а по энергетике – с целой электростанцией. И Kitchen Grooves из Германии, играющие, несмотря на свое происхождение, очень легкую и веселую музыку, замешанную на свинге, джазе и латине, с заводной чернокожей вокалисткой. И The Postman of Nobel – группа, ведущая свое происхождение из Калуги, но перебравшаяся в 2009 году в Берлин, делающая очень качественную европейскую музыку. И Drum Ecstasy из Беларуси – четверо парней, играющих тяжелую танцевальную музыку с использованием трех барабанов, различных шумов на бас-гитаре, а в отдельных произведениях даже звуков и эффектов электропил и электродрелей.
В общем, музыкальная феерия длилась на сцене NuJazz с полудня и до глубокой ночи с небольшими перерывами между дневными и вечерними программами. На дневные концерты вход был бесплатным, при том что программа была так же, как и вечером, насыщена выступлениями талантливых групп. В основном на дневных концертах можно было в полной мере оценить профессионализм и разнообразие джазовых и «приджазованных» коллективов Украины и так называемого ближнего зарубежья. Это и яркий концерт «Пушкин Клезмер Бэнда», секрет популярности которого в том, что из еврейского, цыганского и одесского фольклора он сделал настоящий украинский world music. И концерт грузинско-украинского проекта Asea Sool, играющих чувственный этно-джаз. И легкая ню-джазовая музыка молодой московской группы Perfect Me, и художественный бардак Карла Хламкина и ОгнеОпаснОркестра, поливавших разгоряченную полуденным солнцем публику пивом со сцены, против чего, правда, особо никто не возражал.
А по ночам после вечерней программы, плавно перетекающей в ночную, публику угощали хорошими кинопоказами в рамках традиционной «Коктебельской Эйфории» – филигранно составленной кинопрограммой, которая в этом году порадовала поклонников не только классикой аргентинского кино (фильм «Танго»), но и допремьерными презентациями «Киев, я люблю тебя!» – фильма-продолжателя новой кинотрадиции признаний в любви мировым столицам, и самой, наверное, яркой и теплой украинской кинокартиной последних лет «Don’t Worry» Ганки Третьяк, тоже неразрывно связанной с музыкой.
Параллельно с главной NuJazz’овой сценой днем работала третья – Открытая сцена, на которой в основном молодые и перспективные музыканты могли показать себя и посостязаться друг с другом за право быть записанным знаменитой немецкой звукозаписывающей студией TRIXX. Ну а публика абсолютно свободно могла прийти и принять свое решение, кто лучший.
В общем, четыре дня фестиваля были необыкновенно насыщены великолепной музыкой. Она была разной, но неизменно хорошо исполненной и нескучной, и те, кто приехал на фестиваль, не купив предварительно билеты на концерты, должны были быстро ориентироваться на этой ярмарке музыкальных вкусностей. В итоге кто-то из крымской степи возвратился в свои городские джунгли, взяв на себя приятные обязательства вернуться в Коктебель в следующем году за новой порцией освежающей музыки; кто-то отправился автостопом дальше на переехавший из России в Крым фестиваль «Пустые холмы», а кто-то вообще, поддавшись фестивальной эйфории, решил остаться зимовать в Крыму, имея за спиной рюкзак со спальным мешком и палаткой. Вот такой он, этот «Джаз Коктебель», где царит дружеская атмосфера свободы, культурное общение и доброжелательное отношение друг к другу. Он помогает забыть о чуждой нашему существу суете обыденной городской жизни и становится каждый год отличным поводом, чтобы остановиться, посмотреть вокруг, увидеть красоту мира, ощутить гармонию жизни!
Елена БОЛДЫРЕВА,
собкор «СВ» в Киеве