САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

От политиков до психоаналитиков

Великолепная Мостра считается старейшим и самым престижным мировым киносмотром. Он так и проходит – в спокойном ритме, без пафоса, со знанием дела. По традиции, здесь смотрят актуальное качественное кино, не отмеченное особой политизированностью.

Великолепная Мостра считается старейшим и самым престижным мировым киносмотром. Он так и проходит – в спокойном ритме, без пафоса, со знанием дела. По традиции, здесь смотрят актуальное качественное кино, не отмеченное особой политизированностью.

Правда, по иронии судьбы, в этом году фестиваль открылся фильмом Джорджа Клуни «Мартовские иды», в самом названии которого внимательный зритель услышит фанфары предвыборной гонки. Да, популярный голливудский актер, снявший уже три фильма, благосклонно принятых критиками, осуществил наконец экранизацию пьесы Бо Уиллимона «Фарагут Норт» и снял настоящий политический триллер. На пресс-конференции режиссер признался, что осуществлению его замысла некоторое время назад помешала победа Обамы, настолько в американском обществе все успокоились. Но год спустя, говорит, все снова «пришло в норму» и поводов для съемок циничного фильма о политике нашлось предостаточно.
Актер Роан Гослинг достоверно, со всеми нюансами, поведал историю молодого человека, который хотел быть честным в политике, но не устоял перед соблазном выгоды и оказался замешанным в грязном кровавом  фарсе. Тень Цезаря, убитого 15 марта – мартовские иды! – так и витает над фильмом, который в России увидят в начале следующего года. А в декабре картина, похоже, поборется за «Оскара», успехов ей!  
Проблематика американской жизни, надо сказать, оказалась в центре внимания зрителей в самом начале фестиваля. Так, на второй день была представлена картина Романа Полански «Резня» – классик кино недавно освободился из американских застенков и в экранизации пьесы Ясмины Реза «Бог резни» не мог не выразить свое отношение к американскому правосудию. По сюжету – один подросток неслабо ударил палкой по голове другого, зритель видит драку издалека и даже не различает лиц, зато потом, на протяжении полутора часов, в гостиной маленькой квартирки наблюдает разборки родителей подростков. И в том, как режиссер обозначил пары и как предписал им себя вести, зритель хорошо усматривает американское общество в миниатюре и четко прочитывает его авторское кредо. А пары таковы: родителей жертвы играют Джоди Фостер и Джон Си Райли, а обидчика – Кейт Уинслет и Кристоф Вальц. Поначалу они так хотят примириться и замять скандал, эти Лонгстриты – писательница и ее увалень-муж и Кауэны – успешный брокер с образцово завязанным шарфом и суперделовой адвокат, не перестающий решать проблемы по телефону. Но обсуждая драку детей, они невольно опускаются до выяснения отношений друг с другом, а потом и внутри семей – жены и мужья взаимно ополчаются друг на друга, а потом, объединившись по половому признаку, вступают едва ли не в драку. Виски – угощение набирало градус параллельно разборкам – делает свое дело. Кульминацией можно назвать красноречивый момент, когда героиню Уинслет, которой режиссер явно симпатизирует, постигает несварение желудка, и она извергает рвотные массы на бесценные книги на столе злобной писательницы, а потом долго в задумчивости, в обнимку с ведерком, ходит по квартире. Именно так завершает свое камерное кино про больное общество классик.
Вне конкурса были показаны еще два американских фильма. «Заражение» Стивена Соденберга – очередная страшилка про смертоносный вирус, погубивший одну шестую часть населения Земли, с целым набором звезд (Мэтт Дэймон, Кейт Уинслет, Гвинет Пэлтроу, Марийон Котийяр) и непременным хэппи-эндом. И мелодрама «W.E.» Мадонны – в основу фильма положена реальная история любви короля Великобритании Эдварда VIII, отрекшегося от престола ради женитьбы на американке Уоллис Симпсон.
*   *   *
Как всегда, на фестивале множество прогнозов – кто увезет «Золотого льва», кто войдет в тройку-пятерку фаворитов. По разным версиям, это «Опасный метод» (Германия) Дэвида Кроненберга и «То лето страсти» (Франция, Италия, Швейцария) Филиппа Гарреля. Кроненберг снял драматическую повесть о зарождении психоанализа – «опасного метода» лечения людей разговорами. В основе драмы – взаимоотношения Юнга (Михаэль Фассбендер) со своим учителем Фрейдом (Виго Мортенсен) и с бывшей пациенткой, русской еврейкой из Ростова Сабиной Шпильрейн (Кира Найтли). История основана на переписке ученых, очень активной и актуальной, которая была в их времена своеобразным Интернетом. Из нее становится понятной суть расхождений психоаналитиков во взгляде на сам «опасный метод», на жизнь, на любовь. Сабина, вернувшаяся в Россию и после революции ставшая крупным ученым в  области психоанализа, позволила Юнгу экспериментировать со своей любовью. И все это смогла пережить.  
А вот любовная драма «То лето страсти», в которой Филипп Гаррель снял Монику Беллуччи и своего сына Луи Гарреля, увы, разочаровывает. Прежде всего отсутствием самой страсти. «Не верю!» –  сказал бы Станиславский. В основном конкурсе привлек всеобщее внимание фильм итальянского режиссера Эммануэле Криалезе «Terraferma» – один из первых откликов на актуальные события на юге Италии. Вновь тема атак островов иммигрантами. В центре сюжета семья – мать с юным сыном и дед. И это им приходится осмысливать моральный аспект проблемы. Режиссер остро и смело, правда, пожалуй, с излишними сантиментами, задает вопрос – кто и как должен решать эту проблему?
*   *   *
Увы, даже по первым дням фестиваля нельзя не заметить, что документальный экран более зажигателен и содержателен, чем художественный, он заставляет думать. Вторым фильмом открытия, показанным вне конкурса, стала картина российского документалиста Виктора Косаковского «Да здравствуют антиподы!». Сам режиссер рассказывает, что идея фильма родилась у него из наблюдений за аргентинским рыбаком. Он подумал: а что если эту леску протянуть через центр Земли, кто там окажется, с другой стороны, на этом меридиане?! Антипод этого рыбака?.. Режиссер стал выбирать точки, в которых мысленно можно было бы Землю «проткнуть» насквозь. С сушей их оказалось всего четыре – слишком много воды на земном шаре. И вот под любимую музыку мест, в которых снимался фильм, режиссер показывает нам Землю, поворачивая ее прямо в кадре.
Познакомив нас с двумя чилийскими дорожными рабочими, удивительно красиво снятый домик которых станет лучшим рефреном фильма, он показывает их антиподов – тучу шанхайских мотоциклистов и велосипедистов, едущих куда-то с товаром под проливным дождем. А в это время работяги сидят у своей речки, любуясь закатом, и рассуждают о женщинах. Антиподом чилийских пастухов, вначале пасущих, а потом и стригущих овец, становится наш красавец Байкал. У мыса Горн живет собирательница морошки, поет себе в хоре с товарками, ждет редких минут встреч с дочкой, которая учится в интернате.
На Гавайях мы видим извергающийся вулкан и катящуюся лавину магмы, в Ботсване – потягивающихся обитателей джунглей, тигров и львов – они антиподы. В Испании у крохотного озерца замерла тропическая бабочка, а в Новой Зеландии несколько тракторов в течение нескольких дней хоронили тушу кита на берегу океана… Вывод из фильма один – до чего же мала планета и как похожи люди, населяющие ее.  
Россия представляет на Венецианском фестивале 4 картины. «Фауста» Александра Сокурова увидим 7 сентября. В программе авторского кино уже показали драму Ангелины Никоновой «Портрет в сумерках», которая на недавнем «Кинотавре» получила приз за лучшую операторскую работу. Это история женщины, подвергнувшейся насилию и пытающейся ответить своему обидчику. Фильм снят по сценарию Ольги Дыховичной, она же сыграла главную роль. А в «Горизонтах», где покажут 24 картины, прошел экспериментальный фильм Андрея Селиверстова «Бирмингемский орнамент». Картина будоражит сознание, заставляя соотносить главное и неглавное в собственной жизни, и уже этим хороша.
Вне конкурса покажут 19 картин, а всего в основной программе – 65 фильмов.

Нина КАТАЕВА,
наш собкор

Венеция – Москва

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: Последнее пленарное заседание осенней сессии Госдумы состоится 18 декабря
  2. Специалисты заявили о кадровом старении в России
  3. Глава комитета НАТО Бауэр: Альянс обсуждает превентивные удары по России
  4. Минобороны РФ: Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет
  5. Главы МИД Беларуси и Пакистана обсудили сотрудничество на международной арене
  6. Целевой патент для работы в РФ будет выдаваться иностранцам не более чем на два года
  7. Вячеслав Володин: В Госдуму внесен законопроект о запрете принимать в школы детей мигрантов, не знающих русский язык
  8. Александр Лукашенко прибыл с официальным визитом в Пакистан
  9. Владимир Путин: Введение российских онковакцин будет прорывом
  10. Владимир Путин и Вероника Скворцова обсудили помощь мобильных медицинских отрядов в СВО
  11. Военкор Коц: Российские войска ликвидировали до 600 солдат ВСУ в Ольговском лесу
  12. Беларусь и Пакистан подготовили дорожную карту всестороннего сотрудничества до 2027 года
  13. Родион Мирошник: ВСУ устроили кровавую баню в Селидово, желая повторить Бучу
  14. Владимир Путин подчеркнул важность проекта «Без срока давности» для сохранения исторической памяти
  15. Аналитик не исключил, что ЕС отправит отдельные воинские контингенты на Украину

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также