Пасует Пласидо Доминго
В Москве с огромным успехом прошел конкурс оперных вокалистов «Опералия» под председательством Пласидо Доминго. И, пожалуй, не было человека в столице, который бы с большим трепетом следил за течением конкурса, нежели профессор кафедры сольного пения Академии хорового искусства им. В.С. Попова, президент Регионального общественного фонда «Аве Мария», народная артистка России Лидия Абрамова. XIX Международный студенческий конкурс вокалистов Bella voce, который она провела в апреле в Москве, родился в одном году с «Опералией» и под впечатлением от кипучей деятельности мировой звезды
– Лидия Павловна, крестным отцом вашего конкурса невольно стал сам Пласидо Доминго, вы не будете этого отрицать?
– В жизни устроено так, что если человек долго о чем-то мечтает, рано или поздно ему в помощь даются знаки. В начале 90-х годов многие музыканты уезжали за границу. Особенно певцы рвались на гастроли, потому что концертов в Москве не было. Вот и мне летом 1991 года предложили поехать с ансамблем в Италию, исполнять сольную программу. И, конечно, я не думала, что в Италии родится название конкурса, о котором я думала полтора десятка лет, с первых дней работы в училище им. Ипполитова-Иванова, где заведовала вокальным отделением. Помню, накануне гастролей в Италию взяла в библиотеке ежегодник «В мире музыки», в котором было интервью Пласидо Доминго. Мне запомнилось его высказывание: «Самое важное условие для любого певца – обладать красивым голосом. Затем идет техника, и после нее – темперамент. Если у вас нет красивого голоса, требуются неимоверные усилия, чтобы компенсировать это чем-то другим». Так совпало, что конкурс Пласидо Доминго «Опералия» и наш Bella voce родились в одно время – в 1993 году.
В Риме у нас было несколько концертов, вместе с нами выступали вокалисты из Римской академии Santa Cecilia. Последний концерт состоялся в римской церкви San Francesco. Я исполняла Ave Maria Л. Луцци, Дж. Верди, Дж. Каччини и русские народные песни. Публика в Италии эмоциональная – вскакивает, кричит «белиссимо!». После концерта все окружили меня: «Che bella voce! Che bella voce!» («Какой красивый голос!») И я вспомнила слова Пласидо Доминго. Как хороший футболист, он пасовал мне. Оставалось забить мяч в ворота. И я назвала конкурс Bella voce.
– Скажите, а почему вам так хотелось создать этот конкурс?
– В музыкальном училище на вокальном отделении всех готовят на артистов хора. А среди студентов было много тех, кто способен стать солистом. Как говорится, нет такого студента-вокалиста, который не мечтал бы петь в Большом театре или в «Ла Скала». Все вокалисты мира, подобно скульптурам на острове Пасха, смотрят в одну сторону – на Италию. Для нас это страна bel canto – прекрасного пения, заложенного в итальянцах, наверное, генетически. И я придумала конкурс для студентов-вокалистов музыкальных училищ и вузов. Через наш конкурс прошло более 1600 студентов из России, стран СНГ и дальнего зарубежья. К нам приезжают из Китая, Кореи, Монголии, Камбоджи, Венгрии, Алжира, Черногории, США, с Мальты и др. Сейчас известны на весь мир Марина Поплавская, Ирина Лунгу, Нино Мачаидзе, Родион Погосов, Ли Ён Сон. Европейской известности достигли Е. Баканова, Б. Ковач, Э. Цанга, два тенора – Дмитрий Корчак и Алексей Кудря, белорусские певцы Илья Сильчуков и Илья Говзич.
– Расширяются ли границы конкурса?
– Вначале он был московским, в 1997 году стал всероссийским, а с 2003 года – международным. В этом году 45 студентов вузов и 16 – колледжей представляли учебные заведения России, ближнего и дальнего зарубежья. География, как всегда, была обширна: Минск (Беларусь), Алма-Ата и Астана (Казахстан), Ереван (Армения), Кишинев (Молдова), Пхеньян (КНДР), Тяньзинь (КНР), Улан-Батор (Монголия). Приехали ребята из различных российских городов – от Архангельска до Владивостока, из Москвы и Московской области, из Волгограда, Казани, Новосибирска, Хабаровска, Якутска. Победителями среди студентов вузов стали Цой Чер Чун из Пхеньяна (КНДР, 1-я премия) и Ма Дин из Тяньзиня (КНР, 2-я). Студенты из Азии давно занимают высшие призовые места. Лауреаты нашего конкурса в этих странах освобождаются от службы в армии, а их педагоги получают правительственные награды и другие почести.
– Как появился детский конкурс Bella voce в Беларуси?
– В 2006 году по распоряжению А.Г. Лукашенко повсюду разыскивали известных людей, родившихся в Беларуси. Нашли и меня и привезли на День белорусской письменности в мой родной город Поставы Витебской области. Познакомили с главой города Казуро Эдуардом Петровичем, и он предложил организовать конкурс. Первый международный конкурс юных вокалистов Bella voce был проведен в Поставах в 2008 году администрацией города и Фондом «Аве Мария» при поддержке Министерства культуры Беларуси, второй запланирован на сентябрь 2012 года.
– Как вы встретились со своей родиной в Беларуси?
– Сожалею, что так поздно приехала в Поставы, откуда меня увезли в двухлетнем возрасте. В 1944 году моя мама Захарова Мария Васильевна была направлена сюда в горком комсомола, в отдел сельской молодежи. Секретарем обкома партии был Петр Миронович Машеров, мама работала под его руководством. В годы войны на станции Вилейка базировалось подполье Машерова. Не представляю, как она могла уехать из такого красивого города, где семь озер, а на гербе Постав изображены три золотые рыбки, плывущие в голубую сеть (по знаку зодиака я – Рыба). Город мой чистейший, имеет западный облик, здесь не ругаются матом, не бросают окурки на тротуар, не мусорят. Даже компании молодых, уходя, складывают весь мусор в специальные чаши. У нас в Москве, не дай Бог, в церковь зайти с непокрытой головой или с накрашенными губами, а там пришла в православный храм – «Ой, здравствуйте! Спойте нам что-нибудь!». Все меня уже знали. Я встала посреди церкви и спела молитву Варламова «Я Матерь Божия».
– Вы коллекционируете ноты молитв «Аве Мария!», исследуете работы разных композиторов, даже фонд именной создали. Откуда такой интерес?
– Началось с беды. В 1984 году во Франции я сорвала голос, петь и преподавать и даже разговаривать не могла. Верующие люди сказали: «Молись!» А я была членом партбюро, в Таганском райкоме комсомола отвечала за концерты агитбригад и ни одной молитвы не знала. И вот мама моей пианистки повела меня в церковь. И там перед иконой Казанской Божией Матери я молилась на латинском языке, то есть читала католическую молитву «Аве Мария!». Три года я не пела, потом мне прооперировали связку, вернулся голос, я получила свои звания и пою до сих пор.
Мне стало интересно, сколько вариантов этой молитвы, которую называют и арией, и романсом, существует в мире. В моей коллекции их более 400. Я выпустила шесть томов вокальной антологии «Аве Мария»: пять – в московском издательстве «Музыка», а один – в берлинском Schott. Когда ко мне вернулся голос, я дала себе обещание создать фонд «Аве Мария» и записать диски с этими произведениями. Я выпустила два диска, спела несколько концертов Ave Maria в Большом зале Консерватории и в Концертном зале им. Чайковского. А в 1997 году был организован Региональный общественный фонд «Аве Мария» для поддержки талантливой молодежи. Всего записала 32 произведения, а сейчас в моем репертуаре их около 40. Из русских версий кроме Варламова пою Ave Maria на тему Анданте кантабиле из Пятой симфонии Чайковского, «Бенедикту» из кантаты Бортнянского Ave Maria и др. Публика во время исполнения этих молитв погружается в размышления о смысле бытия, и я всегда чувствую особенную ответственность, когда пою эти бесценные произведения.
– Вы пели во многих странах, в том числе в Англии, Франции, Италии, бывших республиках СНГ. Продолжаете ли гастролировать?
– Сейчас занимаюсь в основном конкурсами. После конкурса Bella voce возглавляла жюри «Академическое пение» 10-х Дельфийских игр России, которые проводились в мае в Твери. По традиции, была в этом году в Мордовии. Ездила по приглашению архимандрита Иллариона на его именины в мужской монастырь Казанской Божией Матери под Саранском. Езжу туда уже 12 лет, батюшке очень нравится мое пение, а мне нравится общение с ним.
– Верите ли в то, что когда-нибудь будем жить в Союзном государстве?
– Мне бы очень хотелось, чтобы страна, где я родилась, и страна, где живу, всегда находились в дружеских отношениях. Я была членом коммунистической партии, из которой вышла совершенно осознанно в 1990 году. Слежу по прессе за взаимоотношениями России и Беларуси, и мне нравится, что наши президенты нашли общий язык. Вижу долгосрочную перспективу в наших отношениях – как в политических, финансовых, так и в культурных.
Беседу вела
Нина КАТАЕВА