САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Рассвет над Прагой

Программу начинали готовить под руководством основателя оркестра и его художественного руководителя, заслуженного деятеля искусств России, профессора Александра Якупова, до апреля руководившего ЦМШ при Московской консерватории. Ныне Александр Николаевич – ректор Государственного специализированного института искусств, а оркестром дирижируют кавалер ордена «Служение искусству», лауреат международных конкурсов Вячеслав Валеев (Россия) и лауреат Национальной премии «За духовное возрождение» Андрей Галанов (Беларусь).

Программу начинали готовить под руководством основателя оркестра и его художественного руководителя, заслуженного деятеля искусств России, профессора Александра Якупова, до апреля руководившего ЦМШ при Московской консерватории. Ныне Александр Николаевич – ректор Государственного специализированного института искусств, а оркестром дирижируют кавалер ордена «Служение искусству», лауреат международных конкурсов Вячеслав Валеев (Россия) и лауреат Национальной премии «За духовное возрождение» Андрей Галанов (Беларусь).
Об особенностях новых гастролей «СВ» рассказал Вячеслав Валеев.

– Вячеслав Ахметович, присутствовал ли, в связи со сменой руководства, момент экстремальности при подготовке к гастролям? Как складывалась программа?
– Да, готовились, можно сказать, в ускоренном режиме, но организация гастролей Международным культурным центром, как всегда, была на высшем уровне. Автобусы приходили вовремя, ребята жили в хороших номерах, питание было отменным. А программа к апрелю на 80 процентов была готова, маэстро Якупов много гастролировал с оркестром и часто менял ее. По решению нового директора ЦМШ Владимира Павловича Овчинникова, от частого гастролирования решено отказаться, все-таки школа прежде всего должна давать базовое образование. А когда дети по неделям отсутствуют, готовясь к концертам, они несут невосполнимые потери. Наш лозунг теперь – «Базовое образование, а не концертная жизнь». Более жестко будем отбирать и участников гастролей, определять все будут успехи в учебе, а не в оркестре. Проще говоря, с «хвостами» никого брать не будем. Например, поездка в Прагу стала своего рода наградой ребятам, их взяли на полный пансион и даже карманные деньги выделили. И вы бы видели, как резко поднялась успеваемость в школе в последние недели перед гастролями!
В программе была «Кармен-сюита» Бизе – Щедрина, концертный вариант исполнения, который игрался с Майей Плисецкой на последних ее выступлениях в Большом театре. И, надо сказать, нюансировка в некоторых моментах, логическая и драматическая акцентировка стала откровением для ребят.  От Торжественной увертюры П.И. Чайковского «1812 год» я отказался, несмотря на то что ребята с ней справлялись. По общему решению педагогов, это энергозатратное сочинение не для школы.
Играли «Рассвет на Москве-реке» из вступления к опере Мусоргского «Хованщина» в инструментовке Римского-Корсакова, а также «Концерт» Дворжака. Эти три вещи дирижировал я, а в программе белорусов, которой дирижировал Андрей Галанов, был концерт Дмитрия Смольского для цимбалы с оркестром (солистка Александра Денисеня), четыре номера из балета Хачатуряна «Гаянэ» – «Горская пляска», «Лезгинка», «Пожар» и «Танец  с саблями»  – эти номера из прежней программы ребята играли превосходно. Андрей Галанов настоял еще на «Адажио» из балета Хачатуряна «Спартак», на самом известном фрагменте. Ребята рассказывали, что в популярном мультике «Ледниковый период» под эту музыку белка всегда находит орех.
У нас с Галановым была, можно сказать, одна совместная репетиция, общались в основном по скайпу. Андрей Игоревич продирижировал часть своей программы в Москве и увез в Беларусь партии с теми штрихами, которые мы предлагали сделать в «Рассвете на Москве-реке». Из ЦМШ ездило 60 ребят, из Минска – 20.  
– Где проходили ваши концерты? Что за публика вас слушала? Как реагировала? Были ли непредвиденные встречи?
– На первый концерт в Русском доме в Праге пришли в основном сотрудники белорусского посольства, но зал был не самый приятный по акустике. Он не был приспособлен под масштабы нашего оркестра,  видимо, чешские партнеры не предполагали, что детский оркестр может выдавать такие серьезные вещи. Но мы с Галановым нашли выход – в русской протяжности и итальянском кантабиле. Мы сказали  ребятам – вы должны петь, и на концерте они с удовольствием интонировали.  
Второй концерт на открытой площадке в городе Глубока над Влтавой вынуждены были отменить – пошел дождь. Была даже угроза порчи инструментов, а в нашем распоряжении есть очень дорогая скрипка. Так выезд в город Глубока превратился в экскурсию, мы остановились в километре от австрийской границы, жили где-то в горах,  рядом с озером, которое называют Чешским морем, побывали в музее. Третий концерт состоялся в Лихтенштейнском дворце, на Летней сцене Академии исполнительских искусств. Конечно, впечатление от Дворжака там было совсем другое, акустика божественная, было ощущение, что звук летит сам. Такой акустики на улице я никогда не слышал. На бис сыграли «Адажио» из «Спартака». Концерт сократили, чтобы дети не замерзли, – температура была 14 градусов.
В Праге нас пригласили на Радио «Свобода», российскую сторону представляли мы с Егором Антоненко и Сашей Ли, кореянкой с российским гражданством, а белорусская группа в это время репетировала. Мы восприняли это приглашение как курьез – не самый музыкальный канал в мире, а проверки, которым нас подвергли, когда входили в здание, ни в какое сравнение не шли с теми, которые делались в аэропорту. Думаю, это связано с тем, что здесь базируются  радиокомпании, ведущие трансляции для арабского мира. А вопросы ведущего были таковы – тираню ли я ребят, чем музыкальный климат Москвы отличается от других стран, но главное, ему хотелось выяснить, почему у нас в оркестре нет разногласий. И мы дали понять, что действительно едины. Тогда ведущий  заявил: «А зачем вы привезли Дворжака, это все равно что в Тулу ехать со своим самоваром?» Так что хочу еще раз ему ответить со страниц вашей газеты: «Оркестр ЦМШ и музыка Антонина Дворжака никак не могут быть приравнены к самовару, даже такому замечательному, как тульский». Можете представить, насколько неприятен был для нас этот разговор в присутствии Егора Антоненко, который должен был там играть музыку чешского композитора.
К слову сказать, ведущий, в профессионализме которого мы очень засомневались, не побывал ни на одном из наших концертов. Скандальной полемики он не дождался, ребята отвечали очень умно. Саша Ли прекрасно исполнила «Чакону» Баха, а я рассказал о том, как, совершая трансатлантический перелет, на высоте 11 тысяч метров мог слушать музыку лишь этого композитора. И мне казалось, что она сочинена именно там, в небесах, настолько была трагична и одинока.
– Скажите, у вас уже есть свои установки в работе с Молодежным оркестром?
– По утверждению Майи Плисецкой, симфонический оркестр – это самое сложное, что создано человечеством. А если говорить об особенностях нашего оркестра, следует помнить, что здесь каждый – будущая звезда. В чем-то он обязательно супергений, потому что обладает не только слухом, навыком попадать в ноты и быть в постоянном контакте с дирижером, но он – один из тех, кто создает музыку на концерте. Когда наши ребята начинают играть, из подростков они превращаются в музыкантов и на них по-другому начинаешь смотреть. Концентрация внимания на сцене феноменальна, и, нет сомнения, играют у нас лучшие ребята страны, за исключением случаев, когда будущие Паганини по каким-то причинам не попали в отборочные сети. И в этом трагедия нашей нации, не умеющей выискивать гениев. В Японии подобный поиск поставлен на поток, и результаты налицо.
Во всяком случае, я стараюсь вдохновить ребят на музицирование, разбудить в них творческое начало, чтобы души их начали трепетать. И когда каждый пытается донести до меня то, что хочет, и я ощущаю эту подачу множества энергетик, более ярко начинает звучать палитра. В самом деле, я так ощущаю «Кармен», а для вас она что-то совсем другое, и когда я услышу лично от вас это «другое», и возникнет пестрый ковер фактуры. Я сравнил бы звучание музыки нашего оркестра с росписями русских церквей или мечетей, они также играют в своей красоте.
– Что было в культурной программе?
– Дети увидели этот красивейший город, Староместскую площадь со знаменитыми часами, прошли по Карлову мосту. Мы провели их и по ночной Праге. Устроили для них две дискотеки, на которых они здорово «оторвались» под танцы индейцев и гулкое пение. Ребята очень сдружились, с белорусскими коллегами расставались со слезами. А мы с Андреем Галановым обоюдно пришли к выводу, что поездки, конечно, огромный стимул для детей, на них можно выработать модель поведения на гастролях, соразмерить свои силы и возможности, проверить себя на собранность и умение быть ответственным. Они дают возможность ребятам консолидироваться, а что касается политики, я вообще умолкаю – Европа видит другую Россию, о чем мы хотели ей намекнуть, играя «Рассвет на Москве-реке». Сказать о том, что в России вырастают новые поколения, которые абсолютно не связаны как границами Союзного государства, Москвы или Московской области, так и границами менталитета. Они находят удовольствие в общении с европейцами, они открыты всему миру.

Беседу вела
Нина КАТАЕВА

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: Последнее пленарное заседание осенней сессии Госдумы состоится 18 декабря
  2. Специалисты заявили о кадровом старении в России
  3. Глава комитета НАТО Бауэр: Альянс обсуждает превентивные удары по России
  4. Минобороны РФ: Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет
  5. Главы МИД Беларуси и Пакистана обсудили сотрудничество на международной арене
  6. Целевой патент для работы в РФ будет выдаваться иностранцам не более чем на два года
  7. Вячеслав Володин: В Госдуму внесен законопроект о запрете принимать в школы детей мигрантов, не знающих русский язык
  8. Александр Лукашенко прибыл с официальным визитом в Пакистан
  9. Владимир Путин: Введение российских онковакцин будет прорывом
  10. Владимир Путин и Вероника Скворцова обсудили помощь мобильных медицинских отрядов в СВО
  11. Военкор Коц: Российские войска ликвидировали до 600 солдат ВСУ в Ольговском лесу
  12. Беларусь и Пакистан подготовили дорожную карту всестороннего сотрудничества до 2027 года
  13. Родион Мирошник: ВСУ устроили кровавую баню в Селидово, желая повторить Бучу
  14. Владимир Путин подчеркнул важность проекта «Без срока давности» для сохранения исторической памяти
  15. Аналитик не исключил, что ЕС отправит отдельные воинские контингенты на Украину

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также