САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

На «Волнах» памяти

К тому, что за представлением звезд мирового кино, прибывающих на ММКФ, часто следует фраза о русских корнях, на фестивале привыкли. Не стал исключением и нынешний киносмотр. «Голливуд многим обязан русским, – сказала Энди Макдауэлл, открывая церемонию закрытия 33-го ММКФ. – Большинство моих друзей и коллег имеют русские корни, и это многое объясняет. Русские – смелые и сумасшедшие».

К тому, что за представлением звезд мирового кино, прибывающих на ММКФ, часто следует фраза о русских корнях, на фестивале привыкли. Не стал исключением и нынешний киносмотр. «Голливуд многим обязан русским, – сказала Энди Макдауэлл, открывая церемонию закрытия 33-го ММКФ. – Большинство моих друзей и коллег имеют русские корни, и это многое объясняет. Русские – смелые и сумасшедшие».  

Вот и в этом году почетный приз «Верю» – «За покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы К.С. Станиславского» – получила королева британской сцены и мирового кинематографа, обладательница «Оскара», английская актриса Хелен Миррен. Приз вручал гендиректор Первого канала Константин Эрнст. Он напомнил, что Миррен сыграла немало коронованных особ, и сказал, что в России прапраправнучка русского фельдмаршала Елена Васильевна Миронова может чувствовать себя как дома.
«Спасибо, для меня это большая честь», – на ломаном русском сказала Хелен Миррен. И продолжила по-английски: «Это невероятная награда, ведь я тоже принадлежу к русской театральной школе. Один из моих предков основал в России крепостной театр, так что я наполовину русская. Я уверена, что стала актрисой благодаря именно русской крови. Имя Станиславского чрезвычайно важно для актеров всего мира, потому что его система лежит в основе как театрального, так и кинематографического искусства. Получить награду его имени в той стране, где он жил и творил, это здорово, и я этим горжусь».
Никита Михалков сообщил со сцены, что 380 фестивальных фильмов посмотрели 60 тысяч зрителей, в празднике участвовали более 7 тысяч гостей и журналистов, среди них около 600 иностранцев. В конкурсе было показано 17 картин.
Не припомню такого фестиваля в Москве, где не ругали бы конкурс. С показа «Волн» испанца Альберто Мораиса (Гра-при) многие уходили. По сюжету, 80-летний старик из Валенсии долго едет в поисках места, вблизи французского городка Аржелеса, где в 1939 году он содержался в концлагере  каталонцев. Если вам приходилось общаться с фронтовиками, которые в наши дни отыскивали свои окопы на местах кровопролитных сражений, вы поймете, сколь животрепещуща тема картины. Мигель, в исполнении актера Карлоса Альварес-Новоа (приз за лучшую мужскую роль), с начала путешествия до момента, как, покуривая на скамейке, наблюдает за людьми, живущими на месте концлагеря, проживает целую жизнь. Фильм глубок по мысли и по эмоциям.
А вот Спецприз жюри из рук Джеральдины Чаплин, председателя жюри основного конкурса, вместе с поцелуем и сообщением, что она хотела бы у него сняться, получил один из «смелых и сумасшедших» русских, явившийся на ММКФ из волн параллельного кино. Это Сергей Лобан с его почти 4-часовой картиной «Шапито-шоу». Юноша оказался и правда смелым. Он вынул из кармана бумажку с заготовленной речью («был уверен, что мы что-нибудь получим») и бравурно ее отзвенел. Закончив словами – «шапито продолжается…». Да, дорогие будущие зрители картины, это про нашу с вами повседневность, в которой и любовь, и дружба, и уважение, и сотрудничество так часто не сводят концы с концами, что самое место им, оказывается, в цирке шапито.
Лучшим режиссером, неожиданно для многих, а для тех, кто понимает, что история Ромео и Джульетты в каждом народе и в каждом времени звучит соответственно, вполне ожидаемо, назван Вонг Чинг По с его фильмом «Месть. История любви» (Китай). Самое интересное, что эту страшную историю придумал исполнитель главной роли, сын гонконгского мультимиллиардера 27-летний Джуно Мак. Его взрывная игра до последнего кадра держит зрителей в тонусе. И тому, кто выдержал полтора часа невыносимого азиатского экстрима, был наградой светлый финал – страшная месть полицейским-насильникам совершалась ради отмщения любимой, которую сделали инвалидом. Кто-то будет против?..
Приз за лучшую женскую роль получила Уршула Грабовская («Иоанна» Феликса Фалька, Польша), а болгарская лента «Кеды» Ивана Владимирова и Валерия Йорданова удостоена Специального упоминания жюри. В конкурсе «Перспективы» победил фильм «Анархия в Жирмунае» Саулюса Друнга (Литва, Венгрия). И впервые на ММКФ вручили награду за лучший документальный фильм – картине «В ад и обратно» Данфунга Дениса (США, Великобритания).
*   *   *
В программе Российского кино было показано 24 фильма, включая 10 дебютов, а также документальное и студенческое кино, анимация. Художественный руководитель Российских программ 33-го ММКФ Ирина Павлова сказала: «Если посмотреть подряд все ленты 2010-2011 годов в программе «Новое кино», то получится длинная лента про то, как шли-шли, куда-то пришли, но пришли настолько не туда, что хочется обратно, откуда когда-то вышли. Мне все это напоминает давний фильм Сергея Сельянова «Духов день», где была рассказана старинная притча, которая с буквальной точностью формулирует, «про что» сегодняшнее российское кино. «Цыгане куда-то вышли из Индии, влекомые важной и великой целью. Но пока шли, поколения сменялись поколениями, и цыгане забыли, куда и зачем шли. Поэтому теперь просто идут. Сегодняшнее наше кино – аккурат про этот «путь цыган» незнамо куда».
Наша газета уже писала, что настоящее открытие 33-го ММКФ – по атмосфере – состоялось на показе «Елены» Андрея Звягинцева. В программе был показан фильм Никиты Михалкова «Утомленные солнцем – 2: Цитадель», мужская драма «Громозека» Владимира Котта, посвященная кризису среднего возраста у мужчин,  и ромкомедия «Два дня» Авдотьи Смирновой. В центре «Двух дней» – острейший конфликт между музейщиками и  министерством по экономразвитию, вознамерившимся захапать их землю под строительство коттеджей. «Да, я хотела в комедийной форме показать величайшую трагедию России, заключающуюся в том, что власти презирают и уничтожают интеллигенцию, – сказала Авдотья Смирнова, представляя фильм, – и традиция эта существует со времен Ивана Грозного. Показывая эту шайку сумасшедших, дрожащих над каждой мемориальной чашкой, я хотела сказать, что порой они – ЛЮДИ в большей степени, чем министры и губернаторы вместе взятые».
К чисто зрительскому кино можно отнести и картины «Мой папа Барышников» дебютантов Дмитрия Поволоцкого и Марка Другого, и комедию «Бабло» Константина Буслова. Из артхауса  показали «Охотника» Бакура Бакурадзе. Картина, как и «Елена», участвовала в «Особом взгляде» 64-го Каннского фестиваля. Любопытно, что в этом фильме звучит вопрос сына главного героя – «Папа, а что такое Советский Союз?». И это тот вопрос, который в той или иной форме задают себе все герои лучших российских картин. Будем ждать времен, когда авторы начнут отвечать на него. В Доме кино состоялись «круглые столы» «Для чего в России снимают кино?», «Артхаус – что это такое?», «Будущее кинематографа и кинематограф будущего».
*   *   *
Главным интеллектуальным событием фестиваля стал мастер-класс легендарного немецкого режиссера Вернера  Херцога. На фестивале прошла его ретроспектива из 12 картин, среди которых знаменитые работы «Агирре, гнев Божий», «Каждый за себя, а Бог против всех», «Фитцкарральдо». Увидели зрители и новую картину режиссера «Пещера забытых снов» – воспроизведенные в 3D наскальные рисунки, сделанные в пещере на юге Франции 32 тысячи лет назад. Сказать, что Херцог снимает уникальное кино, это ничего не сказать – его фильмы сакральны, заряжены экстатикой, они гипнотизируют зрителя, проваливая его на время просмотра в другой, таинственный мир, вызывая слезы и улыбку одновременно. Всего режиссером-путешественником, который прошагал по земле тысячи километров пешком, снято около 40 – в основном документальных лент. Надо сказать, осыпанных наградами. В конкурсе документального кино был представлен фильм Дмитрия Васюкова «Счастливые люди: год в тайге» (Россия), перемонтированный Херцогом. Это рассказ о жителях северного сибирского села. С Россией у режиссера сейчас особые связи, он женат на уроженке Екатеринбурга и из Москвы поехал на Урал знакомиться с родственниками. Мать режиссера – родом из Югославии, и его настоящая фамилия – Стипетич.
Многие фильмы Херцога снимались в экстремальных условиях – в Антарктиде, джунглях, под землей, как в «Пещере забытых снов», или в камере смертников, как в следующей картине, которая будет показана на фестивале в Торонто. Однако Вернер Херцог уверен, что не стоит гнаться за экзотикой: «Тут нужно проявить осторожность и не стремиться что-то взять у аборигенов и начать срочно внедрять в современную жизнь. Гораздо важнее сохранять их язык и культуру». «У меня есть кинопроект, связанный с носителями исчезающих языков, – сообщил Херцог. –  А у вас на Крайнем Севере есть народности, насчитывающие до 10-15 человек. «Зеленые» спасают редкие виды растений или китов, но я не слышал, чтобы они спасали вымирающие языки или культуры. Уже через 50 лет наша планета сильно обеднеет».
33-й ММКФ ушел в историю, и он невероятно обогатил тех, кто умеет работать на фестивалях в режиме студенческой сессии.

Нина КАТАЕВА

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: Последнее пленарное заседание осенней сессии Госдумы состоится 18 декабря
  2. Специалисты заявили о кадровом старении в России
  3. Глава комитета НАТО Бауэр: Альянс обсуждает превентивные удары по России
  4. Минобороны РФ: Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет
  5. Главы МИД Беларуси и Пакистана обсудили сотрудничество на международной арене
  6. Целевой патент для работы в РФ будет выдаваться иностранцам не более чем на два года
  7. Вячеслав Володин: В Госдуму внесен законопроект о запрете принимать в школы детей мигрантов, не знающих русский язык
  8. Александр Лукашенко прибыл с официальным визитом в Пакистан
  9. Владимир Путин: Введение российских онковакцин будет прорывом
  10. Владимир Путин и Вероника Скворцова обсудили помощь мобильных медицинских отрядов в СВО
  11. Военкор Коц: Российские войска ликвидировали до 600 солдат ВСУ в Ольговском лесу
  12. Беларусь и Пакистан подготовили дорожную карту всестороннего сотрудничества до 2027 года
  13. Родион Мирошник: ВСУ устроили кровавую баню в Селидово, желая повторить Бучу
  14. Владимир Путин подчеркнул важность проекта «Без срока давности» для сохранения исторической памяти
  15. Аналитик не исключил, что ЕС отправит отдельные воинские контингенты на Украину

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также