Здесь живет душа гения
Имя Марка Шагала было возвращено городу после десятилетий забвения по инициативе общественности. Местные власти объявили об открытии музея художника, сегодня это бренд Витебска. О работе музея Марка Шагала мы попросили рассказать директора Людмилу Хмельницкую.
– Музейный комплекс объединяет Дом-музей художника на улице Покровской и Арт-центр, за год у нас бывает до 20 тысяч туристов. На туристической карте Беларуси наши объекты занимают особое место, так как пользуются устойчивым вниманием. Первые годы ушли на то, чтобы доказать, что дом на Покровской улице принадлежал семье Шагала, на сбор экспозиционных материалов. В 1997-м, в год 110-летия Марка Захаровича, мы открыли музей. В тот же год состоялась первая выставка работ Шагала из Франции, ее привезли внучки художника из музея в Ницце. С тех пор у нас было пять таких выставок. Из Франции нам привозили живопись мастера, рисунки, графику, гобелены, эскизы. Наследники Шагала предлагают нам выставки на льготных условиях.
Очередной вехой в истории музея стало открытие библиотеки на основе дара, сделанного в 2002 году немецким доктором Генрихом Манделем. Он подарил нам 1700 изданий о Шагале. Сейчас наша специализированная библиотека насчитывает 5 тысяч книг. В ней книги об истории и теории русского и европейского авангарда, о творчестве Марка Шагала и еврейской культуре. Но 80 процентов этих книг издано на иностранных языках. В последнее время мы установили контакты с российскими издательствами, где активно выпускают книги о Шагале на русском языке – его лекции, автобиографии, недавно вышла, например, книга воспоминаний гражданской жены Шагала Вирджинии Хаггард и их сына Давида Мак-Нила.
Шагаловские фестивали мы проводим не только в Витебске. В 2003 году организовали выставку иллюстраций Шагала к Библии в польском городе Люблине. Вернисаж перерос в настоящий фестиваль: студенческой труппой был поставлен спектакль, прошли научные чтения, состоялась презентация книги Шагала на польском языке. После Люблина сразу пришли заявки на выставку из 7 польских городов. Успех был неожиданным.
Второй выездной фестиваль мы провели в 2006 году в Гомеле. Кроме выставки работ художника были прочитаны лекции по шагаловедению, хореограф Инна Асламова поставила спектакль «Розы и мимозы», посвященный Шагалу.
В 2008 году совместно с городской Думой Даугавпилса мы реализовали проект «Марк Шагал – Марк Ротко: искусство без границ».
– А если подводить некий итог Шагаловским чтениям в Витебске. Что достигнуто?
– Витебский период жизни Шагала в большой степени повлиял на формирование его художественных и эстетических взглядов. О его жизни в эти годы было мало известно. Шагал после отъезда за границу написал свою автобиографию, но она несколько мифологизирована. На чтениях мы сделали акцент на исследовании раннего периода его творчества и получили результат. Все доклады опубликованы и размещены на интернет-сайте музея. Часть материалов переведена на английский язык. Сейчас, накопив достаточно материала о самом художнике, мы расширяем временные и пространственные рамки, вводим в контекст чтений новые имена, так или иначе связанные с окружением Шагала. Например, коллекционер из Санкт-Петербурга привез в этом году новые материалы о художнике Роберте Генине, о котором мы почти ничего не знали. Он родился в России, эмигрировал в Германию, но жизнь закончил на родине, разочарованный в своих идеалах. Художник круга Шагала, у них были контакты.
– Имя Шагала притягивает творческих людей. В Арт-центре Марка Шагала часто выставляют свои картины известные художники зарубежья. Недавно, например, у вас с успехом прошла выставка работ Франсуазы Лимузи (Франция). Насколько Арт-центр готов сегодня менять формы работы, искать новые пути в популяризации современного искусства?
– Мы занимаемся разными проектами. Один из них – популяризация современного искусства. Желающие выставиться у нас стоят в очереди несколько лет. Мы проводим цикл творческих встреч «Диалоги о культуре. ХХІ век». Приглашаем деятелей культуры – писателей, режиссеров, музыкантов. У нас побывали писательница Наталья Толстая, музыковед Дмитрий Соллертинский, директор издательства «Вита Нова» Алексей Захаренков. При музее мы проводим Летнюю школу искусств, во время которой ребята получают шанс заглянуть в соседнюю сферу искусства. Одни подростки рисуют, другие – танцуют, общаются и пытаются понять визуальный язык друг друга. Наши педагоги проводят мастер-классы, и в результате танцоры берут в руки кисти, а художники начинают двигаться. Потом все вместе они создают заключительный перформанс.
Музей – это не застывший организм, куда сходил один раз, впечатлился и больше сюда не тянет. Поиск новых форм в музейной работе нацелен на главный результат – привлечение гостей и жителей города, что также придает Витебску особый культурологический акцент.
Беседовала
Светлана ДЕДИНКИНА