САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Победило «Безразличие»

Неожиданным на фестивале было многое, и прежде всего то, что приоритет в конкурсной программе, включая дебютантов, был отдан зрительскому кино – комедиям, мелодрамам, драмам. Комедия – редкостное явление – царила на фестивале. Романтической комедией Авдотьи Смирновой «Два дня» он и открылся. Актуальнейшую тему взаимоотношений власти и интеллигенции в лице провинциальных музейщиков режиссер решает в гротесковом ключе. В центре фильма – замечательный комедийный дуэт: Федор Бондарчук играет крупного чиновника, приехавшего присмотреть земли музея под строительство коттеджей, а Ксения Раппопорт – научного сотрудника обители духовности, разумеется, дамочку не от мира сего. Она-то и вступает в яростную схватку с чинушей, поднимая с колен своих коллег, униженно молящих о спасении музея. Но заканчивается все как в сказке – на то и ромкомедия, а внимательный зритель с удовольствием будет фиксировать намеки, а то и урок извлечет из этих полутора часов.

Неожиданным на фестивале было многое, и прежде всего то, что приоритет в конкурсной программе, включая дебютантов, был отдан зрительскому кино – комедиям, мелодрамам, драмам. Комедия – редкостное явление – царила на фестивале. Романтической комедией Авдотьи Смирновой «Два дня» он и открылся. Актуальнейшую тему взаимоотношений власти и интеллигенции в лице провинциальных музейщиков режиссер решает в гротесковом ключе. В центре фильма – замечательный комедийный дуэт: Федор Бондарчук играет крупного чиновника, приехавшего присмотреть земли музея под строительство коттеджей, а Ксения Раппопорт – научного сотрудника обители духовности, разумеется, дамочку не от мира сего. Она-то и вступает в яростную схватку с чинушей, поднимая с колен своих коллег, униженно молящих о спасении музея. Но заканчивается все как в сказке – на то и ромкомедия, а внимательный зритель с удовольствием будет фиксировать намеки, а то и урок извлечет из этих полутора часов.

Открыв фестиваль, комедия и дальше не подкачала, приз за лучший дебют был вручен Константину Буслову за фильм «Бабло». Да-да, главное действующее лицо фильма – чемоданчик с миллионом евро, который украли из машины грузины-борсеточники, но начать новую жизнь не успели, так как бабло перекочевало в другие, более проворные руки, а потом и в третьи. Наблюдая за всем этим действом, в которое вовлечены, как водится, и менты, и проститутки, и просто смышленые граждане, зал беспрестанно хохочет. А бабло, которому самое время стать персонажем одушевленным и со своим голосом, на протяжении фильма умело правит теми, у кого глаза горят алчным огнем. И в финальном кадре, когда чемоданчик вот-вот должен был вернуться в первые руки, надо сказать, тоже не самые чистые, бабло уплывает в неизвестность в четвертый раз…
Приз за лучший сценарий (Гоша Куценко, Виктор Шамиров, Константин Юшкевич) и за лучшую мужскую роль (Константин Юшкевич) вручен комедии «Упражнения в прекрасном» Виктора Шамирова. Второй случай, когда хохот зала стихал ненадолго.  Уж очень самоигральный материал – актеры сыграли самих себя на гастролях. Внешне – гастрольный чес, на пару дней приехали в провинцию со спектаклем срубить того же самого бабла, а по сути размышления о той тонкой материи, из которой рождается на свет это явление – актер. Здесь есть отголоски всего – и «быть или не быть», и монологов Счастливцева и Несчастливцева, и знаменитой реплики «место актера в буфете», и упоения общим успехом, и разборками по поводу короля, которого «играет свита» – на общее обозрение беззастенчиво выставлен тот «сор», из которого «растут цветы». И хотя мы знали, что эта картина «не совсем кино», а просто перенесенный на экран спектакль по пьесе, написанной этими же авторами (и много лет они же его играют), мы приветствовали это решение жюри. И реплику Виктора Шамирова, получавшего приз – «А я думал, что призы вручают только за те фильмы, на которых люди спят», – зал встретил аплодисментами.
Добавим, что в конкурсе «Короткий метр» также победила комедия «Мир крепежа» Михаила Сегала, участвовавшего в Московском фестивале с полнометражной картиной «Франц + Полина». В «Мире крепежа» режиссер с невероятным сарказмом выводит парочку будущих молодоженов, обсуждающих с менеджером (Андрей Мерзликин) детальную организацию свадебного вечера. Что будут делать в 17.00 и в 17.20 и т.д. Заканчивается встреча тем, что предприимчивый менеджер расписывает жениху и невесте организацию всех будущих жизненных торжеств, вплоть до… финального.  Что ж, самое время воскликнуть: «Классики, не печальтесь, жанр комедии возрождается!» Но повременим, посмотрим, что скажет зритель и что покажут на следующем «Кинотавре».
Из 7 дебютантов (всего в конкурсе было 14 картин) отметим еще разве что Александру Стреляную, снявшую фильм по мотивам рассказа Ивана Бунина «Суходол». Из многослойной бунинской прозы выпускница Санкт-Петербургского университета кино и телевидения вычленила историю Натальи, развернув ее в сторону этнографии. А уроженка Ростова-на-Дону, выпускница Нью-Йоркского университета искусств Ангелина Никонова по сценарию, написанному в соавторстве с Ольгой Дыховичной, сняла эротическую драму «Портрет в сумерках» (приз за лучшую операторскую работу Ибену Буллу). Тема мести женщины, подвергшейся насилию, в кино не нова, достаточно вспомнить дважды экранизировавшуюся у нас пьесу Виктора Сергеева «Палач», а также зарубежные фильмы «Ночной портье», «Соломенные псы», «Бамбола». В «Портрете в сумерках» поведение героини (Ольга Дыховичная) поначалу весьма алогично и потому неубедительно. А операторская работа искусна – зритель увидит много жесткого секса, посредством которого героиня пытается взять реванш над тем, в чьем присутствии однажды унизили ее, но признает ли он ее «победу» – большой вопрос…
Картина «Мой папа Барышников» Дмитрия Поволоцкого и Марка Другого (приз за лучшую музыку к фильму им. М. Таривердиева Александру Маноцкову), думаю, будет иметь успех у зрителей. Сценарий написан режиссерами на основе детских воспоминаний Дмитрий Поволоцкого, выпускника хореографического училища при Большом театре, а также Джулиардской школы в Америке, семь лет танцевавшего в «Метрополитен-опера», и передает всю гамму чувств подростка, мечтающего о славе Михаила Барышникова, да еще считающего его, по недоразумению, своим папой. Фильм снят как воспоминания героя от первого лица. В силу обстоятельств он не стал танцевать, занимается бизнесом и совсем другого человека называет отцом.
В жанре ретроистории снял свою картину «Огни притона» и Александр Гордон. Этот фильм ждали особо – как же, телеведущий «Закрытого показа» на Первом канале признался в интервью, что ни одна из программ не принесла ему столько врагов, как эта. Чем не повод отыграться обиженным кинематографистам?! Но пресс-конференция прошла на удивление мирно.  Действие фильма происходит в 1958 году. Трагическая история Любы, хозяйки одесского мини-притона (спецдиплом жюри «За сочетание красоты и таланта» Оксане Фандере), по-настоящему затронула всех. Фильм снят по повести отца телеведущего Гарри Гордона, написанной как посвящение Одессе – по воспоминаниям друзей, их рассказам о пережитых страстях, о встречах и расставаниях. Прототипов у Любы, утверждает автор повести, нет, это собирательный образ. Но Оксана Фандера вдохнула столько жизни в эту чистую душой женщину, жизнь которой сложилась так кособоко, что ее героине сочувствуешь, как никому из персонажей этого «Кинотавра». Люба пытается вырваться из цепких объятий притона, в котором у нее живут две «девочки» (Анна Слю и Катерина Шпица), она едет в деревню к матери (Ада Роговцева) и едва не становится стараниями нового председателя колхоза завклубом. Мечтает пристроить механиком Адама, поэта-бессребреника, с которым они ведут беседы о смысле жизни на берегу моря. Но жизнь мстительна. Родная мать, несмотря на все заботы дочери о ней, бросает ей в лицо: «Проститутка!» И что остается делать деревенским ухарям? Попытавшись взять свое и получив отказ, они до полусмерти избивают Любу.  И, вернувшись в свой притон, она тихо умирает на своей постели.
Фильм снят внятно и со светом в душе. И, возможно, кому-то из будущих участников «Закрытого показа»  станет очевидно, почему таким непримиримым бывает во время программы Гордон.
Лучшим режиссером, как и несколько лет назад, назван Бакур Бакурадзе («Охотник»). Картина участвовала в «Особом взгляде»
64-го Каннского фестиваля, а на 22-м «Кинотавре» получила еще и «Белого слона» – приз Гильдии киноведов и кинокритиков РФ. У «Охотника» обнаружилось явно больше поклонников, чем у «Шультеса». Режиссер продолжает исследовать внутренний мир человека, показывая окружающую действительность его глазами. Иван Дунаев (его роль исполнил белорусский егерь Михаил Барскович) – успешный фермер, шагающий в ногу со временем. У него жена, двое детей – юная дочь и увечный сын-подросток, у мальчика нет руки. Отец постоянно демонстрирует сыну, что и с одной рукой можно со всем управляться. Он берет сына с собой на охоту, а охота для фермера – отдушина. Но Иван не подозревает, сколько новых чувств всколыхнет в нем встреча с Любой, отбывающей срок на поселении (Татьяна Шаповалова – приз за лучшую женскую роль). Встречаются поистине «два одиночества» и неожиданно для себя отогревают друг друга. И когда Люба, освободившись, уезжает к себе в Питер, Ивану предстоит научиться жить без нее. Фильм понятен без слов зрителю любой национальности. Следует заметить, что продюсер картин-лауреатов «Бабло» и «Охотник» – Сергей Сельянов.
Гран-при присудили «Безразличию» Олега Флянгольца. Фильм режиссер начал снимать в 1989 году, а закончил в 2011-м. Снят в черно-белой гамме, на фоне кинохроники 60-х складывается нелепый треугольник – юный Петя, увлеченный игрой на цимбалах (в этой роли Федор Бондарчук – еще с шевелюрой), влюбляется в Жужу, взрослую подружку уголовника. Заканчивается все плохо. Но в фильме так хорошо передан аромат времени, что председатель жюри Александр Миндадзе, вручая приз, сказал, что картина Олега Флянгольца помогла его сверстникам вернуться в «счастливое золотое время, когда кинематограф развивался по законам искусства» и в котором они «разглядели самих себя». В этом фильме действительно есть какая-то магия.
И только в одном трудно согласиться с жюри – без приза был оставлен замечательный документальный фильм Виталия Манского «Родина или смерть» о Кубе. Мастера удостоили лишь диплома Гильдии киноведов и кинокритиков РФ. Закрыли фестиваль «Еленой» Андрея Звягинцева, обладателя спецприза жюри «Особого взгляда» на 64-м Каннском фестивале.  Забавно отметить, что фильм Марины Вроды, отобранный в «Короткий метр» за три месяца до того, как ему была вручена «Золотая пальмовая ветвь» 64-го Каннского фестиваля, был удостоен лишь диплома.
А в целом о фестивале можно сказать одно – такого количества мастер-классов, представления новых фильмов, «круглых столов» и даже телемостов еще не бывало.

Нина КАТАЕВА,
наш собкор
Сочи – Москва

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: Последнее пленарное заседание осенней сессии Госдумы состоится 18 декабря
  2. Специалисты заявили о кадровом старении в России
  3. Глава комитета НАТО Бауэр: Альянс обсуждает превентивные удары по России
  4. Минобороны РФ: Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет
  5. Главы МИД Беларуси и Пакистана обсудили сотрудничество на международной арене
  6. Целевой патент для работы в РФ будет выдаваться иностранцам не более чем на два года
  7. Вячеслав Володин: В Госдуму внесен законопроект о запрете принимать в школы детей мигрантов, не знающих русский язык
  8. Александр Лукашенко прибыл с официальным визитом в Пакистан
  9. Владимир Путин: Введение российских онковакцин будет прорывом
  10. Владимир Путин и Вероника Скворцова обсудили помощь мобильных медицинских отрядов в СВО
  11. Военкор Коц: Российские войска ликвидировали до 600 солдат ВСУ в Ольговском лесу
  12. Беларусь и Пакистан подготовили дорожную карту всестороннего сотрудничества до 2027 года
  13. Родион Мирошник: ВСУ устроили кровавую баню в Селидово, желая повторить Бучу
  14. Владимир Путин подчеркнул важность проекта «Без срока давности» для сохранения исторической памяти
  15. Аналитик не исключил, что ЕС отправит отдельные воинские контингенты на Украину

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также