Победило «Безразличие»
Неожиданным на фестивале было многое, и прежде всего то, что приоритет в конкурсной программе, включая дебютантов, был отдан зрительскому кино – комедиям, мелодрамам, драмам. Комедия – редкостное явление – царила на фестивале. Романтической комедией Авдотьи Смирновой «Два дня» он и открылся. Актуальнейшую тему взаимоотношений власти и интеллигенции в лице провинциальных музейщиков режиссер решает в гротесковом ключе. В центре фильма – замечательный комедийный дуэт: Федор Бондарчук играет крупного чиновника, приехавшего присмотреть земли музея под строительство коттеджей, а Ксения Раппопорт – научного сотрудника обители духовности, разумеется, дамочку не от мира сего. Она-то и вступает в яростную схватку с чинушей, поднимая с колен своих коллег, униженно молящих о спасении музея. Но заканчивается все как в сказке – на то и ромкомедия, а внимательный зритель с удовольствием будет фиксировать намеки, а то и урок извлечет из этих полутора часов.
Открыв фестиваль, комедия и дальше не подкачала, приз за лучший дебют был вручен Константину Буслову за фильм «Бабло». Да-да, главное действующее лицо фильма – чемоданчик с миллионом евро, который украли из машины грузины-борсеточники, но начать новую жизнь не успели, так как бабло перекочевало в другие, более проворные руки, а потом и в третьи. Наблюдая за всем этим действом, в которое вовлечены, как водится, и менты, и проститутки, и просто смышленые граждане, зал беспрестанно хохочет. А бабло, которому самое время стать персонажем одушевленным и со своим голосом, на протяжении фильма умело правит теми, у кого глаза горят алчным огнем. И в финальном кадре, когда чемоданчик вот-вот должен был вернуться в первые руки, надо сказать, тоже не самые чистые, бабло уплывает в неизвестность в четвертый раз…
Приз за лучший сценарий (Гоша Куценко, Виктор Шамиров, Константин Юшкевич) и за лучшую мужскую роль (Константин Юшкевич) вручен комедии «Упражнения в прекрасном» Виктора Шамирова. Второй случай, когда хохот зала стихал ненадолго. Уж очень самоигральный материал – актеры сыграли самих себя на гастролях. Внешне – гастрольный чес, на пару дней приехали в провинцию со спектаклем срубить того же самого бабла, а по сути размышления о той тонкой материи, из которой рождается на свет это явление – актер. Здесь есть отголоски всего – и «быть или не быть», и монологов Счастливцева и Несчастливцева, и знаменитой реплики «место актера в буфете», и упоения общим успехом, и разборками по поводу короля, которого «играет свита» – на общее обозрение беззастенчиво выставлен тот «сор», из которого «растут цветы». И хотя мы знали, что эта картина «не совсем кино», а просто перенесенный на экран спектакль по пьесе, написанной этими же авторами (и много лет они же его играют), мы приветствовали это решение жюри. И реплику Виктора Шамирова, получавшего приз – «А я думал, что призы вручают только за те фильмы, на которых люди спят», – зал встретил аплодисментами.
Добавим, что в конкурсе «Короткий метр» также победила комедия «Мир крепежа» Михаила Сегала, участвовавшего в Московском фестивале с полнометражной картиной «Франц + Полина». В «Мире крепежа» режиссер с невероятным сарказмом выводит парочку будущих молодоженов, обсуждающих с менеджером (Андрей Мерзликин) детальную организацию свадебного вечера. Что будут делать в 17.00 и в 17.20 и т.д. Заканчивается встреча тем, что предприимчивый менеджер расписывает жениху и невесте организацию всех будущих жизненных торжеств, вплоть до… финального. Что ж, самое время воскликнуть: «Классики, не печальтесь, жанр комедии возрождается!» Но повременим, посмотрим, что скажет зритель и что покажут на следующем «Кинотавре».
Из 7 дебютантов (всего в конкурсе было 14 картин) отметим еще разве что Александру Стреляную, снявшую фильм по мотивам рассказа Ивана Бунина «Суходол». Из многослойной бунинской прозы выпускница Санкт-Петербургского университета кино и телевидения вычленила историю Натальи, развернув ее в сторону этнографии. А уроженка Ростова-на-Дону, выпускница Нью-Йоркского университета искусств Ангелина Никонова по сценарию, написанному в соавторстве с Ольгой Дыховичной, сняла эротическую драму «Портрет в сумерках» (приз за лучшую операторскую работу Ибену Буллу). Тема мести женщины, подвергшейся насилию, в кино не нова, достаточно вспомнить дважды экранизировавшуюся у нас пьесу Виктора Сергеева «Палач», а также зарубежные фильмы «Ночной портье», «Соломенные псы», «Бамбола». В «Портрете в сумерках» поведение героини (Ольга Дыховичная) поначалу весьма алогично и потому неубедительно. А операторская работа искусна – зритель увидит много жесткого секса, посредством которого героиня пытается взять реванш над тем, в чьем присутствии однажды унизили ее, но признает ли он ее «победу» – большой вопрос…
Картина «Мой папа Барышников» Дмитрия Поволоцкого и Марка Другого (приз за лучшую музыку к фильму им. М. Таривердиева Александру Маноцкову), думаю, будет иметь успех у зрителей. Сценарий написан режиссерами на основе детских воспоминаний Дмитрий Поволоцкого, выпускника хореографического училища при Большом театре, а также Джулиардской школы в Америке, семь лет танцевавшего в «Метрополитен-опера», и передает всю гамму чувств подростка, мечтающего о славе Михаила Барышникова, да еще считающего его, по недоразумению, своим папой. Фильм снят как воспоминания героя от первого лица. В силу обстоятельств он не стал танцевать, занимается бизнесом и совсем другого человека называет отцом.
В жанре ретроистории снял свою картину «Огни притона» и Александр Гордон. Этот фильм ждали особо – как же, телеведущий «Закрытого показа» на Первом канале признался в интервью, что ни одна из программ не принесла ему столько врагов, как эта. Чем не повод отыграться обиженным кинематографистам?! Но пресс-конференция прошла на удивление мирно. Действие фильма происходит в 1958 году. Трагическая история Любы, хозяйки одесского мини-притона (спецдиплом жюри «За сочетание красоты и таланта» Оксане Фандере), по-настоящему затронула всех. Фильм снят по повести отца телеведущего Гарри Гордона, написанной как посвящение Одессе – по воспоминаниям друзей, их рассказам о пережитых страстях, о встречах и расставаниях. Прототипов у Любы, утверждает автор повести, нет, это собирательный образ. Но Оксана Фандера вдохнула столько жизни в эту чистую душой женщину, жизнь которой сложилась так кособоко, что ее героине сочувствуешь, как никому из персонажей этого «Кинотавра». Люба пытается вырваться из цепких объятий притона, в котором у нее живут две «девочки» (Анна Слю и Катерина Шпица), она едет в деревню к матери (Ада Роговцева) и едва не становится стараниями нового председателя колхоза завклубом. Мечтает пристроить механиком Адама, поэта-бессребреника, с которым они ведут беседы о смысле жизни на берегу моря. Но жизнь мстительна. Родная мать, несмотря на все заботы дочери о ней, бросает ей в лицо: «Проститутка!» И что остается делать деревенским ухарям? Попытавшись взять свое и получив отказ, они до полусмерти избивают Любу. И, вернувшись в свой притон, она тихо умирает на своей постели.
Фильм снят внятно и со светом в душе. И, возможно, кому-то из будущих участников «Закрытого показа» станет очевидно, почему таким непримиримым бывает во время программы Гордон.
Лучшим режиссером, как и несколько лет назад, назван Бакур Бакурадзе («Охотник»). Картина участвовала в «Особом взгляде»
64-го Каннского фестиваля, а на 22-м «Кинотавре» получила еще и «Белого слона» – приз Гильдии киноведов и кинокритиков РФ. У «Охотника» обнаружилось явно больше поклонников, чем у «Шультеса». Режиссер продолжает исследовать внутренний мир человека, показывая окружающую действительность его глазами. Иван Дунаев (его роль исполнил белорусский егерь Михаил Барскович) – успешный фермер, шагающий в ногу со временем. У него жена, двое детей – юная дочь и увечный сын-подросток, у мальчика нет руки. Отец постоянно демонстрирует сыну, что и с одной рукой можно со всем управляться. Он берет сына с собой на охоту, а охота для фермера – отдушина. Но Иван не подозревает, сколько новых чувств всколыхнет в нем встреча с Любой, отбывающей срок на поселении (Татьяна Шаповалова – приз за лучшую женскую роль). Встречаются поистине «два одиночества» и неожиданно для себя отогревают друг друга. И когда Люба, освободившись, уезжает к себе в Питер, Ивану предстоит научиться жить без нее. Фильм понятен без слов зрителю любой национальности. Следует заметить, что продюсер картин-лауреатов «Бабло» и «Охотник» – Сергей Сельянов.
Гран-при присудили «Безразличию» Олега Флянгольца. Фильм режиссер начал снимать в 1989 году, а закончил в 2011-м. Снят в черно-белой гамме, на фоне кинохроники 60-х складывается нелепый треугольник – юный Петя, увлеченный игрой на цимбалах (в этой роли Федор Бондарчук – еще с шевелюрой), влюбляется в Жужу, взрослую подружку уголовника. Заканчивается все плохо. Но в фильме так хорошо передан аромат времени, что председатель жюри Александр Миндадзе, вручая приз, сказал, что картина Олега Флянгольца помогла его сверстникам вернуться в «счастливое золотое время, когда кинематограф развивался по законам искусства» и в котором они «разглядели самих себя». В этом фильме действительно есть какая-то магия.
И только в одном трудно согласиться с жюри – без приза был оставлен замечательный документальный фильм Виталия Манского «Родина или смерть» о Кубе. Мастера удостоили лишь диплома Гильдии киноведов и кинокритиков РФ. Закрыли фестиваль «Еленой» Андрея Звягинцева, обладателя спецприза жюри «Особого взгляда» на 64-м Каннском фестивале. Забавно отметить, что фильм Марины Вроды, отобранный в «Короткий метр» за три месяца до того, как ему была вручена «Золотая пальмовая ветвь» 64-го Каннского фестиваля, был удостоен лишь диплома.
А в целом о фестивале можно сказать одно – такого количества мастер-классов, представления новых фильмов, «круглых столов» и даже телемостов еще не бывало.
Нина КАТАЕВА,
наш собкор
Сочи – Москва